Таблица шульте для быстрого чтения. Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей. Упражнение «Покажи и назови правильно»

Экология потребления. Познавательно: Методика выполнения этих упражнений направлена на улучшение периферийного зрения, увеличение количества видимого текста, и следовательно, на ускорение чтения...

Для тренировки навыка быстрого чтения многие специалисты рекомендуют выполнять специальные упражнения с таблицами Шульте.

Методика выполнения этих упражнений направлена на улучшение периферийного зрения, увеличение количества видимого текста, и следовательно, на ускорение чтения.

Что это такое?

Таблица Шульте представляет собой таблицу, в ячейках которой хаотичным образом размещена определенная информация (чаще всего последовательно идущие числа). Самый распространенный вид интерпретации таблицы Шульте (или Shultz tables) – это квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25.

Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, либо других объектов, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения , повысить которую и позволяют специальные методики работы с этими таблицами.

Эффект от упражнения

Обычно Shultz tables применяются для развития темпа восприятия информации, а также в качестве теста для изучения текущего состояния этого темпа.

Постоянная работа с таблицами Шульте помогает расширить ваше периферийное зрение. Широкое поле зрения сокращает время поиска информационных частей текста.

Также за счет работы с такими таблицами растет скорость зрительных поисковых движений, что является важной составляющей навыка быстрого чтения.

Кроме того, таблицы Шульте часто применяются в тренингах по Нейролингвистическому программированию (НЛП) для получения так называемого состояния высокой продуктивности, которое осуществляется за счет переключения сознания от критического восприятия к определенной апатии и возможности эффективно выполнять логичные и последовательные операции. В принципе, этот эффект также важен и для скорочтения. Поэтому можно сказать, что работа с таблицами Шульте оказывает двойной эффект на увеличение скорости чтения.

Методика выполнения упражнения

Для того чтобы эффективно увеличивать скорость чтения, искать цифры нужно беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25.

Найденные цифры фиксируются только взглядом. Однако есть своя особенность этого поиска. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все цифры, тренируя периферийное зрение, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью.

Наилучшая тренировка зрительных навыков скорочтения при работе с таблицами Шульте достигается при максимальном отсутствии горизонтального и вертикального движения глаз. Для этого необходимо соблюдать правильное расстояние от глаз до таблицы. Чем дальше таблица, тем удобнее смотреть на все ее ячейки сразу. Оптимальное расстояние до таблицы должно соответствовать удобному расстоянию до книги или до монитора при чтении. Обычно это 40-50 сантиметров, но не нужно отводить глаза слишком далеко, только в том случае, если вам сложно видеть всю таблицу.

Достижение нужного эффекта

Занимаясь с таблицами Шульте, важно понимать, что именно вы тренируете – свои зрительные навыки . Поэтому главное не желание как можно скорее закончить каждую таблицу, а правильное выполнение упражнения, то есть соблюдение методики, описанной выше.

По началу при выполнении упражнения у вас могут возникнуть определенные трудности, но с каждой следующей таблицей вы будете находить числа все быстрее и быстрее. В конце концов вы поймете, что теперь находите числа куда быстрее, чем если бы просто искали их обычным движением глаз. Это и есть нужный эффект от методики упражнений с таблицами Шульте. опубликовано

Также интересно:

Так же Вы можете скачать примеры таблиц Шульте чтобы заниматься с ними независимо от наличия интернета.Так же можно скачать таблицы Шульте для печати .

Файлы для скачивания:

Примеры таблиц Шульте 3x3

Ниже приведены примеры таких таблиц для самостоятельного решения:

Другие развивающие игры

Развивающие курсы

Таблицы Шульте используются для тренировки скорочтения, памяти, концентрации внимания и так далее. Выберите понравившиеся развивающие курсы, которые помогут быстрее достичь желаемой цели:

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

Чтение — это необходимое условие развития ребенка, основа всего учебного процесса. От скорости чтения школьника зависят и темпы усвоения учебного материала, и развитие его умственных способностей в целом.

С задачей скорочтения сталкиваются все родители школьников младших классов. Школьная программа предусматривает проведение контрольных тестов на определение скорости чтения у учеников с 1-4 классов. И если в первом классе тестирование носит ознакомительный характер, то есть оценка ребенку не выставляется, то для учащихся 2-4-х классов принята таблица нормативов, исходя из которой выставляется оценка за технику чтения.

Родителям не стоит забывать и о других критериях, помимо количества прочитанных слов в минуту, которые также учитываются при определении уровня техники чтения. Это правильность чтения, способ чтения (по слогам или целыми словами), выразительность и понимание прочитанного.

Оптимальной считается скорость чтения соответствующая темпу разговорной речи. Так, к моменту окончания начальной школы ученик должен читать со скоростью 100-120 слов в минуту. На практике же многие сталкиваются с завышением указанных выше нормативов скорости чтения. Отсюда переживания о том, чтобы ребенок не был последним в классе, и лихорадочный поиск советов на форумах, как повысить скорость чтения у ребенка 1-го, 2-го класса?

Любой родитель стремится к тому, чтобы его ребенок был первым, лучшим, самым быстрым, самым-самым. Здесь главное — не перестараться. Так некоторые родители даже отправляют своих первоклассников на занятия по обучению скорочтению, где детей будут озадачивать целым набором упражнений для повышения скорости чтения еще до того, как ребенок научился легко и непринужденно читать. До того, как учить ребенка делать что-либо быстро, нужно сначала обучить его делать это в принципе.

Но почему в 1 классе детей учат читать по слогам, если это противоречит логике быстрого восприятия информации и основным принципам техники быстрого чтения? Основной причиной низкой скорости чтения у детей психологи называют узкий охват (угол) зрения. Исходя из этого ребенка сначала учат буквам,затем осваивают слоги, и только после этого начинается знакомство со словами. Современные методики раннего и быстрого обучения чтению основаны на научных исследованиях и успешном практическом опыте, согласно которым для успешного осваивания навыков чтения необходимо работать над расширением угла зрения ребенка. Более широкое поле зрения позволяет увидеть все слово целиком, а не его часть. Слово, в отличие от слога, будет ассоциироваться с визуальным образом и нести ребенку определенную смысловую нагрузку. Например, по такому принципу основано обучение чтению по карточкам Домана.

Как развить более широкое поле зрения у ребенка для увеличения скорости чтения?

На помощь приходят упражнения по таблицам Шульте.

Традиционно этот тренажер используется для улучшения навыков скорочтения. Таблицы представляют собой размещенные в хаотичном порядке 25 чисел, в центре таблицы — глаз для фокусировки зрения. Стараясь смотреть только на него, нужно видеть все числа и последовательно пройти по ним от 1 до 25.

Так, тренируясь с таблицами Шульте, у детей развивается объемное внимание, или параллельное. Т.е. мозг выполняет одновременно, параллельно две задачи: воспринимает все числа в поле зрения, а проходит по ним в необходимой очередности. Во время чтения этот навык будет проявляться в том, что ребенок будет видеть больший фрагмент текста, а мозг будет параллельно распознавать и читаемое в данный момент слово, и фразы, которые в слух еще не прочитаны, таким образом значительно увеличивая скорость чтения у школьников младших классов.

Как видим, использование таблиц Шульте для детей решает немного другую задачу: не научить читать по диагонали, а расширить «поле зрения», чтобы позволить читать не по слогам, а целыми словами, фразами, бегло, без запинок, съедания частиц, окончаний и т.д.

По таблицам Шульте лучше заниматься ребенку совместно с родителями. Необходимо контролировать движение взгляда ребенка, чтобы его взгляд не бегал по всей таблице, а сосредотачивался на ее центральном элементе — картинке в виде глаза. Занятия должны быть регулярными, 3-4 раза в неделю по 15-20 минут.

Представленные на нашем сайте, имеют ряд преимуществ перед обычными бумажными вариантами:

  • в них присутствуют игровые элементы (3 уровня сложности, в том числе цветной вариант таблицы Шульте), благодаря этому дети занимаются легко, непринужденно, даже с азартом;
  • возможность не только смотреть, но и нажимать на клетки с нужными числами, что делает занятия более эффективными, а ошибки — заметными;
  • наглядный результат по итогам каждой тренировки (время прохождения таблицы, возможность делиться с друзьями своими результатами в социальных сетях, расти, сравнивать с другими по рейтингу).

Тренировки с помощью нашего игрового тренажера на основе таблиц Шульте являются, пожалуй, одним из лучших упражнений для скорочтения в 1 классе.

Кроме тренировок по таблицам Шульте, ученикам младших классов также стоит усвоить и другие правила скорочтения:

  • взгляд не должен беспорядочно бегать по тексту, возвращаться к прочитанному, а двигаться по строчке от слова к следующему слову;
  • во время чтения нужно быть внимательным, вдумываться в смысл текста, а не просто гнаться за “рекордом”;
  • ежедневное чтение (и вслух, и про себя) — необходимое условие скорочтения.

Совершенствованию осознанного и быстрого чтения школьника также поможет выполнение в комплексе с таблицами Шульте для скорочтения и некоторых других упражнений:

  1. произнесение чистоговорок и скороговорок;
  2. упражнения с таблицей согласных;
  3. хоровое, ролевое и “жужжащее” чтение;
  4. синхронное чтение “буксиром”;
  5. чтение за взрослыми;
  6. поиск ответа на вопрос по тексту;
  7. поиск в тексте слов на одну букву или нужной строки;
  8. и ряд иных подобных упражнений.

Таблицы Шульте считаются одним из наиболее эффективных тренажеров для улучшения периферического зрения, внимания, памяти. Соответственно, они помогают научиться быстро читать, легко отыскивать нужную информацию в тексте и развивают психическую устойчивость к внешним раздражителям во время работы. Они представляют собой табличку, в которой произвольно расположены цифры или буквы, одного или нескольких цветов в зависимости от уровня сложности.

Наиболее распространенный вариант таблицы: 5 столбцов и 5 строк, а в ячейках находятся числа от 1 до 25.

Суть упражнения

Во время работы с таблицами Шульте наиболее важную роль играют два пункта: скорость нахождения всех чисел в порядке возрастания (или убывания в зависимости от задания) и правильность выполнения упражнения. Только в этом случае будет положительный эффект от тренировок, и периферическое зрение будет улучшаться.

Таблицы Шульте успешно применяются как в индивидуальном порядке, так и массово, например, на коллективных тренингах. Наиболее быстрый и заметный эффект такая тренировка дает развивающемуся организму, то есть, детям, для которых разработаны специальные видоизмененные таблички.

Что можно ожидать при работе с таблицами?

Зрение человека работает таким образом, что наиболее точная его концентрация приходится на центральную зону сетчатки. Периферические же зоны работают гораздо менее эффективно, из-за чего угол и ширина обзора у человека несколько ограничены.

С помощью таблиц Шульте человек развивает несколько навыков:

  • Периферическое зрение (благодаря чему увеличивается объем фрагмента, который человек воспринимает при чтении);
  • Параллельность восприятия (с помощью таблиц мы учимся одновременно оценивать все ячейки, выбирая нужную, благодаря чему, впоследствии человек будет воспринимать информацию не последовательно – одну часть за другой, а одновременно несколько фрагментов);
  • Стрессоустойчивость (тренировка с таблицами, особенно, если проводить ее в шумном месте или с какими-либо отвлекающими звуками, например, музыкой, позволяет улучшить в стрессовых условиях, что значительно повышает трудоспособность);
  • (благодаря более расширению периферического зрения, человек увеличивает объем текста, который видит, что позволяет ему читать гораздо быстрее);
  • Быстрый поиск информации (работа с таблицами учит взглядом в одну точку охватывать большой объем текста, благодаря чему найти нужную информацию в огромном блоке становится значительно проще).

Прохождение теста также позволяет оценить текущие навыки, чтобы понять, требуется ли их улучшение.

Особое значение имеет работа с таблицами Шульте при общих тренингах нейролингвистического программирования. За счет упражнений повышается трудоспособность работников, а также их умение и скорость выполнения последовательных действий. То есть, таблицы учат человека отключать свое критическое восприятие действительности и переходить в несколько апатичное состояние, что идеально подходит для работы с логически последовательными операциями.

Методика прохождения упражнения

При работе с таблицами главным аспектом является правильность прохождения тренировки. Так как упор производится на улучшение периферического зрения, то тренинг начинают с того, что фокусируют взгляд на центральной ячейке таблицы, а остальные оценивают лишь периферией.

Правильная работа с таблицей выглядит следующим образом:

Скорость прохождения тоже является важным аспектом, но нельзя достигать ее за счет перемещения взгляда по всем ячейкам, так как эффект от тренинга будет потерян. Поэтому на следующем изображении показано, как проходить упражнение нельзя.

Искать числа следует по возрастанию от 1 до 25, мысленно отмечая найденные. Расстояние от глаз до таблицы должно равняться тому расстоянию, при котором человек привык читать. Таблица должна быть четко и полностью видна – обычно интервал составляет 35 – 40 см.

При правильном выполнении задания первое время будет казаться, что получается очень медленно, так как глаза не привыкли эффективно работать периферией. Однако уже через одну – две недели почувствуется положительный результат. Кроме того, на первых порах довольно сложно удерживать взгляд на центральной ячейке – он постоянно будет соскальзывать, чтобы привычно отыскать нужную ячейку центральным зрением. Важно удерживать его на одном месте, то есть, в центре таблицы.

Развитие периферического зрения требует определенного времени, поэтому не следует ожидать результаты уже на следующий день после тренировки. Для достижения максимального эффекта требуется проходить упражнения систематически, с определенной периодичностью. Следует устраивать себе 3 – 4 тренировки в неделю, однако не рекомендуется на протяжении одного сеанса проходить упражнение более 10 раз. Длительность тренинга подбирается индивидуально, но его видимый эффект появляется через несколько недель после начала.

Таблицы Шульте онлайн

Удобнее всего работать с таблицами в онлайн режиме. Мини-тренажер выдаст пользователю случайный вариант таблицы и позволит простым нажатием клавиши зафиксировать время выполнения задания.

В онлайн тестере представлены стандартные варианты таблиц, а вот более сложные уровни или определенные виды таблиц можно либо скачать, либо с развернутой интерпретацией результатов.

Для тех, кто любит особо сложные и интересные задания, представлен необычный вариант таблицы:

Как интерпретировать результат?

После прохождения таблицы возможно выведение определенных результатов. Вычисляются следующие показатели рабочего состояния:

  • Эффективность;
  • Врабатываемость;
  • Устойчивость.

С их помощью можно оценить не только статические, но и динамические результаты работы с таблицей. При расчете результатов с их дальнейшем интерпретацией учитывается скорость нахождения всех чисел (как минимум 4 показателя).

Результаты по всех шкалам могут оцениваться как хорошие, либо требующие тренировок. Для каждого возраста показатели нормы являются разными, как и для каждого варианта таблицы. Более подробно прочитать об интерпретации результатов можно здесь.

Скачать таблицы Шульте

При отсутствии интернета или желании иметь таблицы всегда под рукой в печатном варианте их можно скачать в различных форматах. Кроме того, распечатанные упражнения позволят проводить массовые тренинги на работе или, например, в детских коллективах.

Виды таблиц

Помимо стандартных вариантов 5х5, существуют более простые таблицы для начинающих 3х3 ячейки и 4х4. Также отдельно были созданы следующие варианты таблиц:

· Детские таблицы

Уменьшенные варианты таблиц, которые являются более простыми из-за меньшего количества цифр, отлично подходят для тренинга детей. Для самых младших подойдут упражнения с числами от 1 до 9, а для более старших деток предусмотрены таблицы с 12, 16 и 20 ячейками. Детские таблицы Шульте позволяют тренировать периферическое зрение уже с младшего школьного возраста. Узнать о них подробнее можно здесь.

· Буквенные таблицы

Данный модифицированный вариант таблиц подойдет для тех, кто хорошо помнит алфавит, желательно на уровне автоматизма, как и цифры. Сначала их прохождение будет вызывать определенные трудности из-за проблем с быстрым определением, какую букву искать следующей, однако эффект от таких тренировок гораздо более высокий, чем от цифровых аналогов. Они также бывают разных размеров и вариаций, о чем можно подробнее прочитать в соответствующем разделе о буквенных таблицах Шульте.

· Цветные таблицы

Интересным и усложненным аналогом являются красно-черные таблицы Шульте, в которых предусмотрено для блока чисел от 1 до 25. С их помощью можно значительно разнообразить тренинг, так как вариантов прохождения такого упражнения может быть несколько, например, поиск поочередно чисел красного и черного цвета или поиск всех чисел только одного цвета и так далее. Узнать подробнее о правилах тренинга с красно-черными таблицами можно в разделе о таблицах Горбова-Шульте.

Работа с данными таблицами поможет быстро и без особых усилий развить несколько полезных в работе навыков, что позволит значительно повысить трудоспособность и интеллектуальную нагрузку. Регулярные тренинги с таблицами Шульте являются наиболее эффективной тренировкой скорочтения и концентрации внимания.

Доказано, что при выполнении теста активизируется приток крови в зоне лобных долей головного мозга. Эти участки «отвечают» за интеллектуальные процессы, за координацию мыслей и действий при достижении поставленных целей.

Постоянный тренинг с таблицами Шульте развивает объемное внимание, когда изображения, попавшие в поле зрения, считываются одновременно. Это влияет на улучшение памяти, увеличение ее объема.

Также, регулярное исполнение упражнений с квадратами таблиц активизирует память, мыслительные процессы, способствует развитию навыков оперативного принятия решений. Быстро растет скорость поисковых движений, что активно используется в техниках быстрого чтения. Табличные «квадраты» Шульте задействованы в различных тренингах по нейролингвистическому программированию.