Типы информационных моделей. Интегрированный урок "Формализация и визуализация моделей. Типы информационный моделей" Генеалогическое дерево семьи является

«Формы информационных моделей» - Виды. Сетевые информационные модели. Свойства. Связь региональных частей. Перечень однотипных объектов. Таблица типа «объект – свойства» . Классификации объектов. Типы информационных моделей. Иерархические модели. Информационные модели. Объекты. Статические иерархические модели. Ученик. Динамические иерархические модели.

«Модели на графах» - Граф. Состав графа. Ход рассуждения. Схема дорог. Иерархия. Задача. Цепь. Дороги. Информационные модели на графах. Семантическая сеть. Корень. Связь между графом и таблицей. Файловая структура. Дерево. Взвешенный граф. Неориентированный граф. Дороги между пятью населенными пунктами. Ориентированный граф.

«Табличная модель» - Таблица «Домашняя библиотека». Табличные логические информационные модели. Подросток. Типы таблиц. Понятия для таблицы «Успеваемость». Анализ исходных условий. Таблицы типа «объекты-свойства». Понятия для таблицы «Книги». Таблицы типа «объекты-объекты». Таблица «Успеваемость». Табличные информационные модели.

«Типы информационных моделей» - Табличные модели. Вербальные модели. Пример таблицы «объект-свойство». Диаграмма. Пример таблицы «двоичная матрица». Пример таблицы «объект-объект». Чертеж. Примеры графических информационных моделей: Карта. Граф. Графические модели. ToC. Время. Типы информационных моделей. График. График изменения температуры.

«Графические информационные модели» - Чертёж детали. Сеть и дерево. Графы. Граф задачи о переправе. Многообразие графических информационных моделей. Графические информационные модели. Схемы в физике. График описания движения. Самое главное. Диаграмма. Географическая карта Евразии. Вопросы и задания. Ключевые слова. Взвешенный граф. Использование графов при решении задач.

«Информационные модели на графах» - Информационные модели на графах. Нарисуйте в виде графа систему. Системный анализ. Деревом называют граф, в котором нет петель. Основные понятия. Что такое «граф». План. Решение задачи. Представьте в виде графа план. Задания. Информационная модель объекта – это его описание. Структура – это определенный порядок объединения элементов.

Всего в теме 16 презентаций

Конспект урока на тему
«Типы информационных моделей»

  1. образовательная: освоить табличную и иерархическую форму представления информационной модели;
  2. воспитательная: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала;
  3. развивающая: развить умение описывать информационные модели, выделяя существенные цели моделирования.

Программно – дидактическое обеспечение урока: ПК, проектор, экран, карточки с тестом и заданиями.
Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Орг. момент: 2 мин.
    1. приветствие;
    2. проверка присутствующих.
  2. Актуализация прежних знаний: 10 мин

Тест (2 варианта)

Вариант 1

1. Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает:

  1. все стороны данного объекта;
  2. некоторые стороны данного объекта;
  3. существенные стороны данного объекта;
  4. несущественные стороны данного объекта.

2. Результатом процесса формализации является:

  1. описательная модель;
  2. математическая модель;
  3. графическая модель;
  4. предметная модель.

3. Информационной моделью организации занятий в школе является:

  1. свод правил поведения учащихся;
  2. список класса;
  3. расписание уроков;
  4. перечень учебников.

4. Материальной моделью является:

  1. макет самолета;
  2. карта;
  3. чертеж;
  4. диаграмма.

5. Знаковой моделью является:

  1. анатомический муляж;
  2. макет здания;
  3. модель корабля;
  4. диаграмма.

6. Укажите в моделировании процесса исследования температурного режима комнаты объект моделирования:

  1. конвекция воздуха в комнате;
  2. комната;
  3. температура.

7. Правильный порядок указанных этапов математического моделирования процесса:
1) анализ результата;
2) проведение исследования;
3) определение целей моделирования;
4) поиск математического описания.
Соответствует последовательности:
3-4-2-1;
1-2-3-4;
2-1-3-4;
3-1-4-2.

8. Из скольких объектов, как правило, состоит система?

  1. из нескольких;
  2. из одного;
  3. из бесконечного числа;
  4. она неделима.

9. Как называется граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования и т.п. между объектами?

  1. схемой;
  2. сетью;
  3. таблицей.
  4. деревом;

10. Устное представление информационной модели называется:

  1. графической моделью;
  2. словесной моделью;
  3. математической моделью;
  4. логической моделью.

11. Упорядочение информации по определенному признаку называется:

  1. сортировкой;
  2. формализацией;
  3. систематизацией;
  4. моделированием.

Вариант 2

1. Как называется упрощенное представление реального объекта?

  1. оригинал;
  2. прототип;
  3. модель;
  4. система.

2. Процесс построения моделей называется:

  1. моделирование;
  2. конструирование;
  3. экспериментирование;
  4. проектирование.

3. Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется:

  1. таблица;
  2. график
  3. схема;
  4. чертеж.

4. Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?

  1. материальные;
  2. предметные;
  3. информационные;
  4. словесные.

5. Знаковой моделью является:

  1. карта;
  2. детские игрушки;
  3. глобус;
  4. макет здания.

6. Укажите в моделировании процесса исследования температурного режима комнаты цель моделирования:

  1. конвекция воздуха в комнате;
  2. исследование температурного режима комнаты;
  3. комната;
  4. температура.

7. Правильные определения понятий приведены в пунктах
1) моделируемый параметр - признаки и свойства объекта-оригинала, которыми должна обязательно обладать модель;
2) моделируемый объект - предмет или группа предметов, структура или поведение которых исследуется с помощью моделирования;
3) закон - поведение моделируемого объекта.

  1. 1-2-3;

8. Инструментом для компьютерного моделирования является:

  1. сканер;
  2. компьютер;
  3. принтер;
  4. монитор.

9. Как называется средство для наглядного представления состава и структуры системы?

  1. таблица;
  2. граф;
  3. текст;
  4. рисунок.

10. Как называются модели, в которых на основе анализа различных условий принимается решение?

  1. словесные;
  2. графические;
  3. математические;
  4. логические.

11. Построение модели на формальном языке называется:

  1. сортировкой;
  2. формализацией;
  3. систематизацией;
  4. моделированием.

III . Изучение нового материала: 20 мин
Сообщение темы урока.
Давайте разберем такую жизненную ситуацию: вам необходимо приобрести мобильный телефон. При покупке на что вы обращаете внимание в первую очередь (внешний вид)? Какие сведения имеют значения?


Это полная информация об объекте? Что является наилучшей формой представления информации о внешнем виде телефона?
На что ещё вы обращаете внимание при покупке телефона(функции телефон? Какие сведения имеют значения?
Информация представляется в виде таблице.

Параметр

Значение параметра

Стоимость

Инфракрасный порт

Работа в режиме разговора

Виброзвонок


Данная таблица является наилучшей формой представления функциональных возможностей телефона?
В этом примере построены две табличные модели одного реального объекта – мобильный телефон. Первая модель удобна в графическом представлении, а вторая в табличном. При построении табличной информационной модели особое значение имеет цель создания модели.
С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях Н-р, в математике – таблица умножения, химии таблица Менделеева, расписание уроков, поездов. Например, табличная модель стоимости отдельных устройств компьютера. В первом столбце таблицы содержится перечень объектов (устройств, входящих в состав компьютера, а во втором - их цена. Приведите пример табличной информационной модели?
В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значение их свойств в следующих столбцах (или строках таблицы).
Класс объектов - множество объектов, объединенных какими-то общими свойствами.
Свойства - характеристики, признаки объекта.
У каждого свойства есть название и значение.
Из ниже следующих таблиц найдите класс объектов, свойства объектов.


Годовые оценки


Постройте табличную модель по позиционным системам счисления.

Тест по теме «Модели и моделирование»

Вариант 1

1. Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает:

а) все стороны данного объекта;

б) некоторые стороны данного объекта;

в) существенные стороны данного объекта;

г) несущественные стороны данного объекта.

2. Результатом процесса формализации является:

а) описательная модель; в) графическая модель;

б) математическая модель; г) предметная модель.

3. Информационной моделью организации занятий в школе является:

а) свод правил поведения учащихся; в) расписание уроков;

б) список класса; г) перечень учебников.

4. Материальной моделью является:

а) макет самолеты; в) чертеж;

б) карта; г) диаграмма.

5. Генеалогическое дерево семьи является:

б) иерархической информационной моделью;

в) сетевой информационной моделью;

г) словесной информационной моделью.

а) анатомический муляж; в) модель корабля;

б) макет здания; г) диаграмма.

б) исследование температурного режима комнаты;

в) комната;

г) температура.

8. Правильный порядок указанных этапов математического моделирования процесса:

1) анализ результата; 3) определение целей моделирования;

2) проведение исследования; 4) поиск математического описания.

Соответствует последовательности:


а) 3 – 4 – 2 – 1; в) 2 – 1 – 3 – 4;

б) 1 – 2 – 3 – 4; г) 3 – 1 – 4 – 2;

9. Из скольких объектов, как правило, состоит система?

а) из нескольких; в) из бесконечного числа;

б) из одного; г) она не делима.

10. Как называется граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования и т. п. между объектами?

а) схемой; в) таблицей;

б) сетью; г) деревом .

11. Устное представление информационной модели называется:

а) графической моделью; в) табличной моделью;

б) словесной моделью; г) логической моделью.

12. Упорядочение информации по определенному признаку называется:

а) сортировкой; в) систематизацией;

б) формализацией; г) моделированием.

Вариант 2

1. Как называется упрощенное представление реального объекта?

а) оригинал; в) модель;

б) прототип; г) система.

2. Процесс построения моделей называется:

а) моделирование; в) экспериментирование;

б) конструирование; г) проектирование

3. Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется:

а) таблица; в) схема;

б) график; г) чертеж.

4. Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?

а) материальные; в) предметные;

б) информационные; г) словесные.

5. Схема электрической цепи является:

а) табличной информационной моделью;

б) иерархической информационной моделью;

в) графической информационной моделью;

г) словесной информационной моделью

6. Знаковой моделью является:

а) карта; в) глобус;

б) детские игрушки; г) макет здания.

7. Укажите в моделировании процесса исследования температурного режима комнаты цель моделирования:

а) конвекция воздуха в комнате;

б) исследование температурного режима комнаты;

в) комната;

г) температура.

8. Правильные определения понятий приведены в пунктах

1) моделируемый параметр – признаки и свойства объекта – оригинала, которыми должна обязательно обладать модель;

2) моделируемый объект - предмет или группа предметов, структура или поведение которых исследуется с помощью моделирования;

3) закон – поведение моделируемого объекта.

а) 1 – 2 – 3; в) 1 – 3;

б) 2 – 3; г) 1 – 2.

9. Инструментом для компьютерного моделирования является:

а) сканер; в) принтер;

б) компьютер; г) монитор.

10. Как называется средство для наглядного представления состава и структуры системы?

а) таблица; в) текст;

б) граф; г) рисунок.

11. Как называются модели, в которых на основе анализа различных условий принимается решение?

а) словесные; в) табличные;

б) графические; г) логические.

12. Решение задачи автоматизации продажи билетов требует использования:

а) графического редактора; в) операционной системы;

б) текстового редактора; г) языка программирования.

Кроссворд по теме «Модели и моделирование»

По горизонтали:

1. Некоторый предмет.

2. Описание модели с помощью формального языка.

3. Граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования и т. п. между объектами.

4. Общее название моделей, которые можно осязать.

5. Инструмент для компьютерного моделирования.

6. Общее название моделей, которые представляют из себя совокупность полезной и нужной информации об объекте.

По вертикали:

7. Информационная модель, состоящая из строк и столбцов.

8. Средство для наглядного представления состава и структуры системы.

9. Процесс построения моделей.

10. граф, отображающий последовательность выполнения действий.

11. Упрощенное представление реального объекта, процесса или явления.

Ответы:

По горизонтали:

1. объект; 2. формализация; 3.дерево; 4. материальные; 5. компьютер; 6. информационные.

По вертикали:

7. таблица; 8. граф; 9. моделирование; 10. схема; 11. модель.

Вариант 1

1. Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает:

А) все стороны данного объекта; В) существенные стороны данного объекта;

Б) некоторые стороны данного объекта; Г) несущественные стороны данного объекта.

2. Результатом процесса формализации является:

А) описательная модель; В) графическая модель;
Б) математическая модель; Г) предметная модель.

3. Информационной моделью организации занятий в школе является:
А) свод правил поведения учащихся В) расписание уроков;
Б) список класса; Г) перечень учебников.
4. Материальной моделью является:

А) макет самолета; В) чертеж;

Б) карта; Г) диаграмма.

5. Генеалогическое дерево семьи является:

А) табличной информационной моделью; В) сетевой информационной моделью;

Б) иерархической информационной моделью; Г) словесной информационной моделью.

А) анатомический муляж; В) модель корабля;

Б) макет здания; Г) диаграмма.

7. Укажите в моделировании процесса исследования температурного режима комнаты объект моделирования:

А) конвекция воздуха в комнате; В) комната;

Б) исследование температурного Г) температура, режима комнаты;

8. Правильный порядок указанных этапов математического моделирования процесса:

1) анализ результата; 3) определение целей моделирования

2) проведение исследования; 4) поиск математического описания.

Соответствует последовательности:

А) 3-4-2-1; В)2-1-3-4;
Б)1-2-3-4; Г)3-1-4-2.
9. Из скольких объектов, как правило, состоит система?

А) из нескольких; В) из бесконечного числа;
Б) из одного; Г) она не делима.

10. Как называется граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования и т.п. между объектами?

А) схемой; В) таблицей.
Б) сетью; Г) деревом;

11. Устное представление информационной модели называется:
А) графической моделью ; В) табличной моделью;
Б) словесной моделью; Г) логической моделью.

12. Упорядочение информации по определенному признаку называется:
А) сортировкой; В) систематизацией;
Б) формализацией; Г) моделированием.

Тест по теме: «Модели и моделирование»

Вариант 2

1. Как называется упрощенное представление реального объекта?

А) оригинал; В) модель;
Б) прототип; Г) система.

2. Процесс построения моделей называется:

А) моделирование; В) экспериментирование;

Б) конструирование; Г) проектирование.

3. Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется:
А) таблица; В) схема;
Б) график; Г) чертеж.

4. Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?
А) материальные; В) предметные;
Б) информационные; Г) словесные.

5. Схема электрической цепи является:

А) табличной информационной моделью;

Б) иерархической информационной моделью;

В) графической информационной моделью;

Г) словесной информационной моделью.

6. Знаковой моделью является:

А) карта; В) глобус;
Б) детские игрушки; Г) макет здания.

7. Укажите в моделировании процесса исследования температурного режима комнаты цель моделирования:

А) конвекция воздуха в комнате;

Б) исследование температурного режима комнаты;

В) комната;

Г) температура.

8. Правильные определения понятий приведены в пунктах

1) моделируемый параметр - признаки и свойства объекта-оригинала, которыми должна обязательно обладать модель;

2) моделируемый объект - предмет или группа предметов, структура или поведение которых исследуется с помощью моделирования;

3) закон - поведение моделируемого объекта.
А) 1 - 2 - 3; В) 1 - 3;
Б) 2-3; Г) 1-2.

9. Инструментом для компьютерного моделирования является:
А) сканер; В) принтер;
Б) компьютер; Г) монитор.

10. Как называется средство для наглядного представления состава и структуры системы?

А) таблица; В) текст;
Б) граф; Г) рисунок.

11. Как называются модели, в которых на основе анализа различных условий принимается решение ?

А) словесные В) табличные;

Б) графические; Г) логические.

12. Решение задачи автоматизации продажи билетов требует использования:

А) графического редактора; В) операционной системы;

Б) текстового редактора; г) языка программирования


Модель организации — это специальный систематизированный комплекс закономерностей преподавателя во время обучения ученика, который разделяют на два вида: адрагогический и педагогический.

В общем виде модель представляет собой различные способы представления реальности. У каждой модели есть конкретный вид, форма, описание и вариант представления. В школьных учреждениях, к примеру, в большей степени предполагается рассмотрение материальных и нематериальных информационных моделей. Любая информационная модель является совокупностью информации об объекте, процессе, явлении, с помощью которой можно охарактеризовать процесс, происходящий в природе. Так, информационной моделью организации занятий в школе является расписание уроков, потому как оно несет для педагогов и учеников организационную информацию. Информационной моделью в сфере образования являются различные науки — биология, ботаника, зоология и другие, так как они представляют информацию по внешним признакам и характеристикам в учебных плакатах, иллюстрациях по преподаваемым предметам. Благодаря совокупности информационных моделей во всех возможных вариантах, у подрастающего поколения формируется адекватная оценка живого или неживого мира.