Эссе мобильные телефоны. Эссе на тему: "Успешный руководитель: человек, пример которого меня воодушевляет". Социально-психологическая компетентность личности и психологические пути ее повышения

Введение

Коммуникативная компетентность рассматривается, как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности. Это относится не только к таким профессиям как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог, врач, социальный работник, где требуется специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий, так как любой работник так или иначе включается в информационный обмен, взаимодействует с людьми.

Коммуникация также является основным видом деятельности для социального - педагога, выражающаяся в передаче исторического опыта, накопленного человечеством в области знаний, взаимоотношений людей, организации учебно-воспитательной деятельности, в воспитательном и развивающем воздействии на учащихся. Неподготовленность к общению часто приводит к различным затруднениям в педагогической деятельности. Проблема общения, коммуникации является фундаментальной проблемой психологии, а само понятие общения, коммуникации является базовой категорией психологической науки.

На основе анализа различных подходов к определению структуры коммуникативных способностей была выработана структура, объединяющая концепции нескольких авторов. Она делит коммуникативные способности на две составляющие. Это, во-первых, социально-перцептивные способности, умения, навыки. К ним относится эмпатия, социально-психологическая наблюдательность, социально-психологическая рефлексия, социально-психологическая перцепция, рефлексивно-самооценочные свойства, контактность (способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения). Во-вторых, это перцептивно-рефлексивные способности личности, выражающие способности отражать и понимать социально-психологические характеристики группы, членом которой является личность, а также способности к пониманию места и роли в группе каждого из участников, в том числе и самого себя.

На данный момент существует много методик развития коммуникативных способностей. Одним из способов стимулирования и развития этих способностей является социально-психологический тренинг, который ориентирован на развитие личности, группы посредством оптимизации форм межличностного общения. Он помогает развивать способности у детей различных возрастов, у людей различных профессий. В отечественной психологии социально-психологический тренинг подробно рассмотрен в работах Г. А. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, А. А. Бодалева, А. И. Донцова, Ю. Н. Емельянова, Л. А. Петровской, С. В. Петрушина, В. Ю. Большакова.

Объект исследования коммуникативная компетентность.

Предмет исследования – развитие коммуникативной компетентности общения.

Цель исследования – изучить особенности развития коммуникативной компетентности общения.

Задачи исследования:

1. Дать общую характеристику общения и коммуникативных навыков;

2. изучить особенности коммуникативной сферы личности;

3. рассмотреть методы диагностики и развития коммуникативной компетентности.

1.1. Особенности коммуникативной сферы личности

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения, так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только “внешних” сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

    Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

    Социально-психологический программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

    Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.

Коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения.

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентности целесообразно рассмотреть общение как системно - интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие:

Коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении)

Коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения).

Коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.)

Коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).

Каждая из этих составляющих требует специального социотехнологического анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность остановиться только на коммуникативно-исполнительской части. Она рассматривается как коммуникативно-исполнительское мастерство личности.

Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных и всё же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения. В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие её навыки и, прежде всего навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.

Эмоционально-психологическая саморегуляция создаёт настрой на общение в соответствующих ситуациях, эмоциональный настрой на ситуацию общения, означает прежде всего перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия.

В процессе эмоционально-психологической саморегуляции следует различать три фазы: длительное эмоциональное “заражение” проблемой, темой и материалами предстоящей ситуации общения; эмоционально-психологическую идентификацию на стадии разработки модели своего поведения и программы предстоящего общения; оперативную эмоционально-психологическую перестройку в обстановке общения.

Эмоционально-психологическая саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно-исполнительского мастерства. Она проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учётом перемены эмоционального настроя партнёров. Психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения.

Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его: верно, оценивать социально-психологический настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать “ход” общения. Они позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения.

Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности принято рассматривать как систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторнофизиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно-исполнительской деятельности

Связь эмоционально-психологической саморегуляции с выразительностью есть органическая связь внутреннего и внешнего психологического. Это стремление и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении в общении. Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи, жестов и пластики поз, эмоционально-мимического сопровождения высказывания, речевого тона и речевой громкости.

В многообразных случаях общения инвариантными составляющими оказываются такие компоненты, как партнёры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с изменением характера самих составляющих – кто партнёр, какова ситуация или задача и своеобразие связей между ними.

Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия “коммуникативный потенциал личности”.

Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.

По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:

    Творческое мышление;

    Культуру речевого действия;

    Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

    Культуру жестов и пластики движений;

    Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;

    Культуру эмоций.

Искусство воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, имея определённый уровень самоуважения и самосознания. Личность становится персониорицированным субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию. Персониорикуция общения проявляется также и на акциональном уровне – и как овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств общения.

Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности.

1.2.Проблема коммуникативной деятельности в трудах отечественных авторов

Теоретическое осмысление коммуникативной деятельности позволит нам в определенной степени прогнозировать дальнейшее развитие явлений общественной жизни и более четко определить роль и место в этих процессах социального работника, то есть человека, профессиональной обязанностью которого является общение с людьми.

Для социально-психологических исследований общения характерен глубокий интерес к закономерностям взаимодействий индивида с группой, где происходит становление духовного мира личности, и проявляются индивидуально-психологические особенности деятельности. В связи с этим межличностные формы общения рассматриваются на фоне целостного функционирования группы, ее психологического климата, групповой динамики, групповых ценностей, потребностей, мотивов деятельности и интересов. Общение рассматривается в тесной связи с процессом образования и развития группы как целостной системы, социальные психологи (Г.М.Андреева, Н.Н.Богомолова, Л.Л.Петровская, Б.Д.Парыгин и др.) склоняются к выделению в целостном процессе общения нескольких взаимосвязанных аспектов. Общение рассматривается как обмен информацией (коммуникативная сторона общения), как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения), как отношения, складывающиеся между людьми в процессе совместной деятельности. В каждом из этих аспектов, в свою очередь, есть различные уровни: от смыслового (мотивационно-целевого) до «технического» (операционного). Психологический аспект общения предполагает изучение его как межличностного взаимодействия, общения на уровне индивидуального бытия человека, его сознания и психики.

Принципиальное значение имеют работы А.А.Бодалева и его учеников, в которых раскрываются гностические, аффективные, практические характеристики общения и их взаимосвязи. Это, прежде всего, изучение социально-психологической перцепции и рефлексии, их связи с поведением и эмоциональным настроением коллектива и личности. Общение, как справедливо утверждает А.А.Бодалев, является одним из основных видов деятельности людей, выявляет основные их характеристики, оказывает влияние на весь ход формирования, на отношение друг к другу, к самим себе.

Таким образом, социально-психологические теории рассматривают общение как сложный и многогранный процесс, который может выступать одновременно как взаимодействие индивидов, и как обмен информацией, и как отношение людей друг к другу, и как взаимное влияние друг на друга. Социологический подход к проблеме общения позволяет рассматривать формы общения как опосредованные условиями и организацией труда, формами трудового взаимодействия, распределением функциональных обязанностей, власти, ответственности и подчинения, стилем и методами управления и руководства.

В процессе воспитания всегда выступают как минимум два субъекта -воспитатель и воспитанник, которые взаимодействуют, обмениваются информацией, вступают в определенные отношения, которые формируются и развиваются, оказывают влияние друг на друга. Поскольку все перечисленные выше характеристики входят в содержание понятия общение, то мы можем сделать вывод, что категория общения является также и предметом изучения педагогики.

Видные представители педагогической науки С.Т.Шацкий и А.С.Макаренко внесли значительный вклад в решение проблемы общения, в ее педагогический аспект. Они единодушно подчеркивали необходимость коллективных начал в сотрудничестве учащихся и учителей.

В своих трудах С.Т.Шацкий неоднократно подчеркивал общественную и исследовательскую природу деятельности педагога: «Педагог - общественный работник с широким горизонтом, педагог - организатор своего дела, педагог - умелый наблюдатель и исследователь...». Наблюдения и практические выводы С.Т.Шацкого относительно педагогического общения в процессе обучения остаются актуальными и значимыми и по сей день. А.С.Макаренко внес фундаментальный вклад в педагогическую науку, уделяя особое внимание вопросам педагогического общения в ходе целостного воспитательного процесса. Основными чертами его педагогической системы были гуманизм, оптимизм - умение видеть в каждом воспитаннике положительное и проектировать в нем лучшее, учитывая индивидуальные особенности в организации межличностных отношений в коллективе.

Проблема взаимоотношений в педагогических системах является одной из центральных в последних работах В.А.Сухомлинского. В этих работах неоднократно встречается термин «общение», которое, однако, нельзя считать предметом теоретического анализа В.А.Сухомлинского. Особенно большое внимание он уделяет проблеме общения учителя с детьми, высказывая много интересных мыслей по поводу того, каким должно быть это общение по содержанию, форме, стилю и т.д. Анализ предыстории и истории проблемы общения в педагогике подробно сделан в работе А.В.Мудрика. Анализируя общение как педагогическую категорию, А.В.Мудрик выделяет основные этапы педагогического воздействия на общение воспитанников: через систему подготовки к общению; через организацию общения школьников; через корректировку общения. В системе подготовки школьников к общению А.В.Мудрик отмечает следующие направления: развития тех личностных особенностей учащихся, которые играют кардинальную роль в общении; формирование определенных социальных установок в сфере общения; развитие ряда коммуникативных умений.

Б.Ф.Ломов рассматривает общение как одну из важнейших самостоятельных категорий психологии и дает его системный анализ. Согласно выводам исследователя, общение и деятельность выступают как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. Суть такого подхода состоит в том, что общение рассматривается как специфическая система межличностного взаимодействия, структура и динамика которого не могут быть сводимы к последовательно сменяющим друг друга воздействиям, что характерно для деятельностного подхода.

2Социально-психологическая компетентность личности и психологические пути ее повышения

2.1. Общая характеристика общения и коммуникативных навыков

Коммуникация является одной из основных форм активности человека, без которой невозможны другие формы активности как деятельность, познание и рефлексия (как автокоммуникация).

Коммуникация осуществляется в процессе прямого или косвенного взаимодействия людей. Продуктивность трудовой, познавательной, мыслительной деятельности, жизнеспособность человека в значительной мере зависят от его способности к общению, от коммуникативной компетентности.

Способность к общению - это природный дар человека, который развивается и изменяется в течение всей его жизни. Без человеческой коммуникации индивид не может стать полноценным социальным субъектом.

В современном обществе резко возросла роль коммуникации благодаря росту и расширению межличностных, межрегиональных и международных связей в области политики, экономики, науки, культуры, во всех сферах жизнедеятельности человека.

Коммуникация все более усложняется, становясь мощным действенным средством, организующей силой, оказывающей влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Коммуникация стала особо важной составляющей системы оснований и условий становления, функционирования и развития общества, а также достижения благополучия людьми. Эффективность деятельности и благополучия индивида зависит от своевременного получения качественной разнообразной информации из разных областей жизни общества, от коммуникативного взаимодействия с людьми в разных сферах деятельности, от установления взаимопонимания с окружающими людьми в сферах активной его деятельности, при наличии соответствующих личностных и психологических качеств здорового человека, необходимых для коммуникации. Совокупность индивидуально-психологических и личностных качеств, необходимых для продуктивной коммуникации, определяет коммуникативную компетентность человека.

Жизнь человека без общения невозможна. Психологическое и личностное развитие человека находится в фундаментальной зависимости от коммуникации, т. е. общение рассматривается как фактор психического и социального развития человека. Без него невозможно полноценное формирование ни одной психической функции, психического процесса, психических свойств, личностных качеств человека.

Нет в науке однозначного понимания сущности коммуникации. С одной стороны, коммуникация - это «в широком смысле перемещение чего-то с одного места на другое. Перемещаться могут сообщения, сигналы, значения и т. д. У передающего и принимающего устройства должен быть общий код, чтобы интерпретировать значение информации, содержащейся в сообщении без ошибки. С этих общих позиций коммуникация объясняет полезные для психологии развивающиеся модели взаимодействия, процессы памяти, физиологические функции, язык и т. д.» С другой стороны, коммуникация - это «сообщение или фактическая информация, которые передаются».

Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить, люди должны взаимодействовать. Общается всегда деятельностный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовать общественную деятельность людей и обогатить ее новыми связями и отношениями. Человек всегда находится в режиме общения с собой или окружающими людьми.

В психологическом словаре (1990) коммуникация определяется как «смысловой аспект социального взаимодействия». Отмечается, что любое действие индивида прямо или косвенно имеет коммуникативный аспект. Как основная функция коммуникации выделено достижение социальной общности при сохранении индивидуальности ее членов, которая может в отдельных коммуникативных актах выражаться в функциях управленческой, информативной, эмотивной и фатической (связанная с установлением контактов). В соответствии с этими функциями коммуникативный материал может носить побудительный (убеждение, внушение, приказ, просьба), информативный (передача реальных или вымышленных сведений), экспрессивный (возбуждение эмоционального переживания), фатический характер.

Многие авторы не делают различия между коммуникацией и общением. К примеру, Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков (1999) пишут, что «общение - это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями и т.д. и т.п.

Более пространное объяснение содержания общения дает Е.И. Рогов: «Общение - 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера».
При обсуждении сущности коммуникации и общения выдвигаются различные модели коммуникативного процесса. Несмотря на различия между ними, они непременно содержат такие составные части как коммуникатор (кто передает сообщение), сообщение - информация, канал связи и коды сигналов, реципиент (кому направлена информация). Чтобы информация была доступна и понятна реципиенту, необходимо пользоваться одинаковыми способами кодирования и декодирования информации. Психологическое исследование способов кодирования информации впервые было предпринято Дж. Брунером (1977). Он рассмотрел три способа кодирования информации - действенный, образный и символический.
В структуре интеллекта переработка информации происходит через знак (словесно-речевой способ кодирования информации), через образ (визуально-пространственный способ), через чувственное впечатление (чувственно-сенсорный способ).

Люди отличаются предпочтением того или иного способа кодирования информации. Пониманию и адекватному восприятию информации способствуют сформировавшиеся у субъекта в сознании когнитивные схемы - обобщенные и стереотипизированные формы хранения информации в виде прототипов, схем, сценариев и т. д., а также семантические структуры - индивидуальная система значений (вещей, жестов, слов, событий и т. д.). В общефилософском плане понятие «общение» охватывает очень широкий класс различных форм и уровней социального взаимодействия людей.

По мнению В.Ф. Ломова (1984), общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, специфическая форма активности субъекта. Общение предполагает прямое или косвенное взаимодействие людей, которое влияет на формирование и развитие различных форм и уровней психического отражения, психическое развитие общающихся.
При этом он отмечает, что общение - это реальный многогранный процесс взаимодействия людей, материальных субъектов общественной жизни, в процессе, которого происходит взаимный обмен представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами, опытом и т. д. Результатом общения является не преобразованный предмет, а отношения с другим человеком, с другими людьми; изменения в сознании, поведении и свойствах, образа или идеи, психических функций, состояний общающихся людей.

Общение рассматривается как субъект-субъектное взаимодействие, обладающее информационной, интерактивной и перцептивной функциями. Однако, в современных условиях значительная часть информации передается через средства массовой информации без непосредственного субъект-субъектного взаимодействия.

Содержание коммуникации весьма разнообразно и происходит в различных ситуациях, разными средствами, с разной целью. Коммуникация осуществляется как в случае передачи сигналов об опасности с помощью там-тамов между африканскими племенами, так и с помощью современных средств массовой информации.

О том, насколько трудноразличимы понятия «коммуникация» и «общение», говорят два следующих определения, данные В.М. Курбатовым (1997): «Коммуникация - акт общения, связь между двумя или более индивидами, сообщение информации одним лицом другому. В более узком смысле - процесс передачи информации от отправителя к получателю (от коммуникатора к реципиенту)». «Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия между людьми, в котором происходит взаимообмен деятельностью, информацией, эмоциями, навыками, умениями, результатами труда». В.А. Лабунская (2001) отмечает, что «общение - это универсальная реальность, в которой человек существует в течение всей жизни».

Использование терминов «коммуникация» или «общение» зависит от автора, никакой смысл он вкладывает в содержание этих понятий. В любом случае использования этих понятии речь идет о передаче и приеме информации, влиянии информации на участников коммуникации друг на друга на основе восприятия опять же информации или участниками коммуникации друг друга.
Человек социален по своей природе, и поэтому он не может существовать без коммуникации с окружающими людьми. Как отмечает Б.Ф. Ломов (1984), потребность в общении относится к числу основных потребностей человека. Если обратиться к иерархии потребностей, определенной А. Маслоу, то потребность в общении проявляется в разной мере на всех ступенях иерархической лестницы потребностей, начиная от витальных потребностей до потребности самоактуализации, постепенно развиваясь через удовлетворение потребностей в безопасности, принадлежности к обществу других людей, самоуважении за счет признания другими людьми. Удовлетворение потребности в общении способствует возникновению и развитию других потребностей человека: когнитивных, эстетических, эмоциональных, морально-нравственных и др. В свою очередь, удовлетворение любых потребностей человека детерминировано прямо или косвенно коммуникацией. Человек вступает в коммуникацию с другими людьми не только ради удовлетворения коммуникативной потребности, а, главным образом, для удовлетворения любой другой человеческой потребности.

Завершая краткое обсуждение роли коммуникации в современном обществе и сущности понятий «коммуникация», «общение», следует отметить, что коммуникация необходима человеку как вода и воздух. Без коммуникации невозможна жизнь человека: его развитие, взаимодействие с окружающими людьми, деятельность.

Доказательством решающего значения человеческой коммуникации для развития человека являются многочисленные примеры отставания в психическом развитии детей, по каким-то причинам воспитывавшихся в среде зверей. Отставание в их развитии было настолько велико, что никакими усилиями не удавалось поднять уровень их развития до нормального человеческого. Они оказались неспособными к овладению человеческой речью. Даже лишение ребенка эмоционального контакта со взрослыми негативно сказывается на психическом и физическом его развитии. В случае воспитания детей в домах малютки, даже при хорошем кормлении и соблюдении гигиенических процедур, но без ласки, без общения с ними, наблюдается феномен «госпитализма». Это явление приводит к высокой смертности в таких детских учреждениях.

Эффективность процесса коммуникации, достижения ее целей, зависит от способности индивида к коммуникации. Главным показателем коммуникативной способности индивида является его коммуникативная компетентность. Многими психологами коммуникативная компетентность определяется, как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (А.А. Крылов, Е.В. Прозорова и др.).

Коммуникативная компетентность личности характеризуется умениями легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к участию в общественных и групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребности людей в широком, интенсивном общении.

2.2. Развитие коммуникативной компетентности

Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности взрослых людей состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, а диагностика компетентности должна стать самодиагностикой, самоанализом. Проблема диагностики компетентности не решается одним лишь информированием испытуемого о результатах тестирования – суть её в том, чтобы организовать процесс диагностики, таким образом, при котором его участники получат действенную информацию, т.е. такую, на основе которой люди смогли бы сами осуществлять необходимую коррекцию своего поведения.

Приобретение коммуникативного опыта происходит не только на основе непосредственного участия в актах коммуникативного взаимодействия с другими людьми. Существует множество путей получения сведений о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения.

Специальная помощь требуется только в том лишь случае, когда возникают трудности в валидизации осваиваемых средств, связанные с неумением получать и давать адекватную обратную связь. Здесь весьма эффективны формы групповой работы в стиле групп самоанализа, где участники получают возможность верифицировать свои определения коммуникативных ситуаций в процессе сравнения мнений всех членов группы. Немаловажным преимуществом групповых форм работы является и то, что одним из её продуктов может быть создание новых средств анализа, большим достоинством которых является их эксплицированность в процессе формирования, а следовательно и возможность изначального корректирования.

Но большим достатком группового анализа является то, что здесь могут быть использованы единые процедуры диагностики и совершенствования системы средств ориентировки коммуникативных действий.

Аналитическое наблюдение коммуникативного взаимодействия, как реального, так и представленного в художественной форме, даёт не только возможность “тренировки” приобретённых познавательных средств, но и способствует овладению средствами регуляции собственного коммуникативного поведения. В частности, процесс наблюдения позволяет выявить систему правил, руководствуясь которыми люди организуют своё взаимодействие, понять, какие правила способствуют, а какие препятствуют успешному протеканию коммуникативных процессов. Не случайно наблюдение за коммуникативным поведением других людей рекомендуется в качестве эффективного способа повышения собственной компетентности.

Важным моментом процесса формирования коммуникативных навыков является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Планирование своих действий “в уме” является составной частью нормального протекающего коммуникативного действия. Способность человека действовать “в уме” может быть целенаправленно использована для обеспечения “контролируемой спонтанности”, являющейся важной характеристикой компетентного коммуникативного поведения.

Групповой тренинг, как видно из вышеизложенного, является хотя и весьма эффективным, но далеко не единственным средством развития коммуникативной компетентности. Человек овладевает внутренними средствами регуляции коммуникативных действий, осваивая культурное наследие, наблюдая за поведением других людей, проигрывая в воображении возможные коммуникативные ситуации. Решая вопросы повышения коммуникативного потенциала личности, необходимо использовать весь арсенал имеющихся средств.

Таким образом, коммуникативную компетентность целесообразно рассматривать, как систему внутренних средств регуляции коммуникативных действий, выделяя в последней ориентирующую и исполнительную составляющие. Диагностика является в первую очередь процессом самоанализа, а развитие – процессом самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.

Заключение

Для развития коммуникативной компетентности важны самопознание, саморефлексия - способность сравнивать, сопоставлять собственное видение себя с оценками других участников взаимодействия. Развитие коммуникативной компетентности предполагает двоякий процесс: с одной стороны, приобретение каких-то новых знаний, умений и навыков; с другой стороны, коррекция, изменение уже сложившихся их форм. Субъект-объектный подход к формированию коммуникативной компетентности содействует выработке поведенческих умений в коммуникации. В какой-то мере такой подход можно осуществлять на основе бихевиористского подхода по принципу «стимул - реакция».

Коммуникативная компетентность - это нравственно-психологическая категория, регулирующая всю систему отношений человека к природному и социальному миру, а также к самому себе как синтезу обоих миров.
Характер коммуникативной активности индивида зависит от его коммуникативной компетентности, признаваемых им коммуникативных ценностей, от специфики мотивации и потребностей в общении.

Развитие коммуникативной компетентности предполагает использование всего набора средств, ориентированных как на развитие субъект-субъектных - продуктивных, личностных сторон общения, так и субъект-объектных - репродуктивных, операциональных составляющих. Коммуникативную компетентность можно развивать, опираясь на разные мотивы личности:
- ситуативно-проблемные;

Материальные;

Социальные;

Профессиональные;

Духовные;

Персональные или личностные.

Развитие коммуникативной компетентности в онтогенезе происходит по мере развития характера и направленности умственной и общей активности.
Коммуникативной компетентности характерна высокая степень включенности эмоциональной сферы в процесс коммуникации (учет эмоционального состояния партнера, эмоциональное воздействие, создание эмоциональной атмосферы доверия).

Коммуникативная культура личности, как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной форме; опыт восприятия искусства. Соционормативный опыт – это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат. А это рождает противоречие между знанием норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс – источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность выключается из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создаёт барьеры на пути человеческого взаимопонимания.

Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие.

Глоссарий

п/п

Понятие

Определение

Социально-психологическая компетентность

способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.

Рефлексия

процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Сензитивность

характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям.

Социально-психологический тренинг

область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении.

Тренинговая группа

группа, создаваемая для воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия.

Группа

Совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков

Общение

Обмен информацией между людьми, их взаимодействие

Поступок

Сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений

Бодалев А. А. Личность в общении. – М.: Просвещение, 1989. – 228 с.

Аверченко Л.К. Управление общением. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 268 с.

Брудный А. А. Понимание и общение. - М.: Знание, 1989. – 128 с.

Куницына В.Н, Казаринова Н.В, Погольша В.М. Межличностные отношения. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.

Столяренко Л.Д. Общая психология. – Ростов: Феникс, 2003. – 736 с.

Психологический словарь / Под ред. А.В., Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1991. – 480 с.

Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М.: Аспект-Пресс, 2000. - 285 с.

Руденский Е.Н. Социальная психология. – М: ИНФРА-М, 2001. – 148 с.

Приложения

А

Бгажноков Б. X. Личностно и социально-ориентированное общение
// Материалы Всесоюзного симпозиума по теории коммуникации. - М.: Наука, 1972. – С.7-11.

С русским переводом на тему использования мобильных телефонов (Mobile phones in my life ) для школьников, студентов, начинающих изучать английский язык, и всех тех, кто интересуется английским или не может жить без мобильных телефонов. Роль мобильных телефонов в нашей жизни велика . Хорошо это или плохо? Что говорят психологи, об использовании мобильных телефонов детьми? В комментариях пишите свои мнения о роли телефонов в вашей жизни (буду рада, если вы будете делать это на английском языке).

Сочинение на английском «Mobile phones in my life»

We live in the time when we are surrounded by various devices. Many people can’t imagine their lives without using a mobile phone. I can say that I’m not an exception too J Maybe 10 years ago they were not so popular. My parents even say that they didn’t have phones and their life was very interesting. But I can’t understand them. Nowadays mobile phones play a vital role in our life, I think so.

Many children (even 1 st form) ask their parents to buy them mobile devices, saying that everybody in their classes has mobile phones.

As for me, I have … (марка телефона). It’s not iPhone 6, but I’m proud of my mobile device. I listen to music, watch videos, and communicate with my friends with the help of mobile. I’m sure it’s difficult to find a pupil who can live without chatting in vkontakte, facebook, viber or posting photos in instagram. I like to make photos (I photo everything I see: delicious food, beautiful nature, unusual thinks; I like to make selfie). I like to speak with my boyfriend (girlfriend) for hours (especially at night).

If I forget my phone at home, I feel nervous all day long. I understand that it is not normal, but I can’t do anything with this.

Перевод на русский «Мобильные телефоны в моей жизни»

Мы живём в то время, когда вокруг нас существует огромное множество мобильных устройств. Многие люди не могут представить жизнь без использования мобильного телефона. Могу сказать, что и я не исключение J Возможно, 10 лет назад они не были столь популярны. Мои родители говорят, что у них не было телефонов, и их жизнь была очень интересной. Но мне их не понять. Сегодня мобильные телефоны играют важную роль в нашей жизни, полагаю я.

Многие дети (даже первоклассники) просят родителей купить им мобильные устройства, говорят. Что у всех одноклассников они уже есть.

Что касается меня, у меня … (написать марку своего телефона вместо …). Это, конечно, не iPhone6, но своим телефоном я горжусь. Я слушаю музыку, смотрю видео, общаюсь с друзьями с помощью мобильного телефона. Я уверен(а), что сложно найти ученика, который может прожить без того, чтобы зайти в vkontakte, facebook, viber или разместить фото в instagram. Я люблю делать фотографии (я фотографирую всё, что вижу: вкусную еду, красивую природу, необычные вещи, я люблю делать селфи). Я люблю болтать с моим парнем (девушкой) по телефону часами (особенно ночью).

Если я забываю свой телефон дома, я весь день нервничаю. Я понимаю, что это ненормально, но ничего с этим поделать не могу.

Сочинение на тему «Мобильный телефон» 4.14 /5 (82.86%) 7 votes

В современном веке развития информационных технологий некоторые аспекты улучшения жизни людей, в частности, мобильные телефоны, стали настолько популярными и начали появляться у такого большого количества людей, это сразу вызывает некоторые вопросы. В конце концов, еще каких-то десять-пятнадцать лет назад мобильные телефоны вовсе не были так распространены, но, тем не менее, люди жили не хуже, а может даже и лучше, чем сегодня. Через все это можно задаться вопросом о том, является ли мобильный телефон роскошью или необходимостью.

Сначала нужно назвать все те преимущества, которые дает мобильный телефон. Их не так много, но они весьма существенны. Во-первых, благодаря мобильному телефону с человеком можно связаться в любое время. Люди — сами по себе существа мобильные, мы очень часто куда-то идем, передвигаемся, находимся вне дома. Во время этого процесса кому-то может понадобиться с нами связаться, ведь жизнь часто непредсказуемое и преподносит неприятные сюрпризы. Если бы мобильного телефона не было, такая связь была бы невозможной. Но благодаря ему с любым человеком можно поговорить в любое время. Связанной с мобильным телефоном преимуществом является также и услуга текстовых сообщений. Далеко не всегда у человека есть возможность и желание объясняться голосом, гораздо проще и удобнее написать СМС. Кроме того, современные мобильные телефоны стали многофункциональными, с их помощью можно играть, выходить в Интернет и даже читать книги. Все эти новшества в жизнь человека связаны с его использованием мобильного телефона, все они — благо.

Недостатки мобильного телефона тоже существуют, но они все же пока не столь существенны. Во-первых, нельзя сказать, что мобильный сигнал и его влияние на жизнь и здоровье человека сегодня уже хорошо изучен. Вполне можно предположить, что он негативно сказывается на здоровье человека. Во-вторых, постоянное использование мобильного телефона немного перегружает человека информацией. С мобильным телефоном, на который тебе постоянно звонят или пишут, гораздо сложнее почувствовать себя в одиночестве, а люди иногда этого очень хотят. В конце концов, иногда общение по мобильному телефону отвлекает от более важных дел.

Подводя итоги, можно точно опровергнуть, что мобильный телефон является роскошью — сегодня цены на эти устройства не столь высокие, вряд ли есть много людей, которые не используют мобильные телефоны, потому что не могут их себе позволить. Ответ на вопрос о том, является ли он необходимостью, все же неоднозначна, ведь раньше люди без него прекрасно обходились. Но в то же время все-таки думается, что с мобильными телефонами людям стало жить намного удобнее и проще. В крайнем случае, если он надоедает, его можно просто отключить.

Зайцева Татьяна. Комсомольский-на-Амуре Государственный Технический Университет, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край, Россия
Сочинение на английском языке с переводом. Номинация Прочее.

Communication in our life

Every day we communicate with scores of people; we talk about politics, work, life, money and so on. After all, do we know what communication is? An encyclopedia says that “communication is a process whereby information is enclosed, channeled and imparted by a sender to a receiver via some medium. The receiver than decodes the message and gives the sender a feedback”. So, this is a scientific explanation of the notion “communication”. But what dies communication mean for common person of any age, sex, rank and social position?

Communication is one of the most important necessities of every human being. Even millions years ago when primitive men could not speak, they communicate with the help of gestures, sounds and pictures. If we try to imagine our life without communication with each other, the picture will be dull and unemotional, like the science fiction where people are replaced by robots.

Besides exchanging the information, we exchange our feelings, emotions, gestures and so on. Communication can reveal different feelings. According to the theme of the communication, communicator, conditions, communication can leave us happy, satisfied, indifferent, irritated or enraged. Sometimes good communication can replace medicine in the case of depression. Our relatives and close people can understand anything without words just looking at our eyes, and that is communication too.

Now people can communicate even if their dialog is not face to face. Modern gadgets give us such opportunity. For instance, sending a short messageby the mobile phone, you can put different marks or smiles conveying your emotions; using the program Skype for chattering you can see your partners face and all gestures he uses.

On the other hand, there is a great detail that cannot substitute communication face to face. When you communicate with a person who can even keep silence, you can understand this person by his or her gestures, eyes and body language. During our communication we often unconsciously touch each other, and that also gives us a piece of information.

To draw a conclusion, I suppose that all modern and fashionable gadgets for communication are really useful things when you have no opportunity to meet a person. Nevertheless, if you have one, enjoy every moment of this process because it is a real treasure and “Good communication is as stimulating as black coffee and just as hard to sleep after”.

Каждый день мы общаемся с десятками людей; мы разговариваем о политике, работе, жизни, деньгах и так далее. Но все же, знаем ли мы что такое коммуникация? Энциклопедия говорит, что «коммуникация - это процесс, в котором заключенная информация передается через определенные каналы связи получателю. Получатель декодирует эту информацию и передает ответ отправителю». Это научное объяснение понятия коммуникация. Что же это понятие означает для обычного человека, независимо от его возраста, пола, рода деятельности и социального положения?

Общение является одной из самых важных потребностей человека. Даже миллионы лет назад, когда первобытные люди еще не умели говорить, они общались посредством жестов, звуков и рисунков. Если мы попробуем представить нашу жизнь без общения друг с другом, картина получится достаточно скучной и безэмоциональной, напоминая фантастический фильм, в котором роботы заменили человека.

Кроме того, что в процессе коммуникации мы обмениваемся информацией, мы также обмениваемся чувствами, эмоциями и жестами. Общение может проявить в нас разные чувства. Оно может оставить нас счастливыми, удовлетворенными, безразличными, раздраженными и даже разгневанными. Иногда хорошее общение может заменить лекарство в случае депрессии. Наши родственники и близкие люди могут понять нас без слов, лишь заглянув в наши глаза, и это то же будет являться коммуникацией.

Сейчас люди могут общаться даже не видя собеседника. Современные технологии дают нам такую возможность. Например, посылая сообщение через мобильный телефон, мы можем добавить различные знаки и смайлики, передавая наши эмоции; используя программу «Скайп» для общения, мы можем видеть лицо собеседника и все его жесты.

С другой стороны, есть один существенный момент, из-за которого ничем нельзя заменить общение вживую. Когда вы общаетесь с человек, он даже может не говорить ни слова, но вы поймете его чувства при помощи его жестов, глаз, движений тела. В процессе общения мы не редко неосознанно дотрагиваемся до собеседника, при этом мы тоже получаем некую информацию.

Подводя итоги, мне бы хотелось сказать, что все современные и модные на сегодняшний день средства коммуникации безусловно полезны, если у вас нет возможности поговорить с собеседником с глазу на глаз. Однако если такая возможность все же существует, наслаждайтесь каждым моментом этого процесса, потому что общение - это сокровище, ведь «хорошее общение пробуждает как черный кофе, и после него также сложно уснуть».

Да как мы вообще раньше обходились без них?! Но если подумать, это ведь поразительно грубая штука, этот мобильный телефон. Он как будто говорит: «Сейчас же говори со мной!» Как если бы вы вломились в чей-то кабинет и стучали кулаком по столу, настойчиво говоря: «Буду стучать, пока не ответишь!». Кто-то сказал, что люди используют их, потому что, ненавидят быть вместе, но очень боятся оставаться одни. Is it so? Or maybe there"s still more pluses than minuses... How do you think?

Essay on Importance of mobile phones

It’s a common truth that the world has completely changed with the expansion of technological progress. Nowadays, people have a lot of things they couldn’t even dream of one or two hundred years ago. One of such gadgets people can’t imagine their life without is a mobile phone. So why is it so important for people of the modern world?
First of, mobile phone is a mean of communication. It helps people to keep in touch with their friends and relatives at any distance. Moreover, connection to the Internet allows using different social networks and special apps like Viber, Skype or WhatsApp to make usual calls, video calls and exchange instant messages wherever we are. Additionally, this mean of communication enables us to make business quickly and effectively. You can check your e-mail and organize any meetings, pay bills and do many other useful things just with one button click.
Secondly, it’s necessary to mention that modern smart phones are the gadgets with unlimited entertainment possibilities. People can watch videos, listen to their favorite music, play different games, read books and news on the Internet… modern smart phones are ready to suggest an activity for any taste. Therefore, it’s impossible to get bored in a queue or during the journey — the only things you need are your mobile phone, earphones and a fully charged battery.
In addition, mobile phone supplies people with the feeling of safety. If you’re in a trouble or in a case of emergency you’re able to contact your family or any services to get help. Moreover, there is one really useful option called GPS that won"t let you to get lost at an undisclosed location.
In conclusion, I’d like to mention that there is a disadvantage of using mobile phones too. We should remember about the mobile phone addiction especially among teenagers and their disability to communicate in the real world. Though mobile phones give us limitless opportunities, we should not forget about talking to each other live and disconnecting from a mobile phone world at all from time to time.

Сочинение на тему Важность мобильных телефонов

Всем известно, что мир значительно изменился с распространением технического прогресса. На сегодняшний день, у людей есть много вещей, о которых они не могли даже и мечтать сто или двести лет назад. Одним из таких гаджетов, без которого люди не представляют свою жизнь, является мобильный телефон. Так, почему же он так важен для людей в современном мире?
Прежде всего, мобильный телефон — это средство коммуникации. Он помогает людям поддерживать связь с их друзьями и родственниками на любом расстоянии. Более того, подключение к интернету позволяет использовать социальные сети и различные приложения, такие как Viber, Skype и WhatsApp для того, чтобы совершать обычные звонки, видеозвонки и обмениваться мгновенными сообщениями, где бы мы не находились. К тому же, это средство коммуникации позволяет нам заниматься бизнесом быстро и эффективно. Вы можете проверить почту, организовать собрание, оплатить счета и сделать много других полезных дел всего одним нажатием кнопки.
Во-вторых, важно отметить, что современные смартфоны — это гаджеты с неограниченными возможностями для развлечения. Люди могут смотреть видео, слушать любимую музыку, играть в различные игры, читать книги и новости из интернета… современные смартфоны готовы предложить занятие на любой вкус. Поэтому, вам не придется скучать в очереди или во время поездки — все, что нужно — ваш мобильный телефон, наушники и полностью заряженная батарея.
Кроме того, мобильный телефон дает людям чувство безопасности. Если вы в беде или случилось нечто чрезвычайное, вы можете с легкостью связаться с семьей или с любой службой, чтобы получить помощь. Кроме того, есть одна полезная функция под названием GPS, которая не даст вам заблудиться в незнакомом месте.
В заключении, я бы хотела упомянуть, что существует и недостаток использования мобильных телефонов. Мы должны помнить о зависимости от мобильных телефонов, особенно среди подростков и их неспособности общаться в реальном мире. Хотя мобильные телефоны дают нам безграничные возможности, мы не должны забывать о живом общении с друг другом и полном отсоединении от мира мобильного время от времени.

Похожие сочинения