Подбираем мелодию. Методическая разработка по музыке на тему: "Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов"

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ: РИТМ
Вначале был ритм

В ритме есть нечто волшебное;
он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам
.
И. В. Гёте

Мелодия - одно из главных средств музыкальной выразительности. Может быть, самое главное. Правда, Николай Андреевич Римский-Корсаков считал, что самое главное средство выразительности - ритм. Можно с ним не соглашаться, но доказать его правоту очень легко.

Люди произносят слова во времени, то ускоряя свою речь, то замедляя ее. Ведь трудно представить себе человека, говорящего предельно точно, размеренно. Такая речь быстро утомит слушателя, и он плохо воспримет смысл сказанного.

Вы, конечно, замечали, что в музыке звуки длятся неодинаково. Одни из них короткие, другие - более длинные. Давайте вспомним песенку, которую многие из вас пели: «Петушок, петушок, золотой гребешок».

Видите, в ней два коротких звука сменяются одним длинным (чередование длинных и коротких звуков).

Чередование длительностей, которое в музыке всегда повторяется, называется ритмом. Академик Асафьев назвал ритм пульсом музыкального произведения. Это очень удачное сравнение.

Ритм вносит порядок в музыку, выстраивает и согласует звуки во времени, то есть по их длительности. То есть ритм - это согласованность звуков по длительности. Они могут быть различными. Количество ритмических вариантов бесконечно велико, все здесь зависит от фантазии композитора. Вообще ни одна мелодия невозможна без ритма. Как бы ни была совершенна и проста мелодия - ее нельзя даже представить вне ритма.

Не будь ритма, не было бы и мелодии, а остался бы только набор разных по высоте звуков. Хотя ритм без мелодии существует. У многих народов Востока есть танцы, которые исполняются только под ритм ударных инструментов.

Ритм является сильнейшим выразительным средством. От него во многом зависит характер музыки. Ровный ритм делает мелодию плавной и мягкой, прерывистый - придает мелодии взволнованность, напряженность, часто используется в решительной, маршевой музыке. Благодаря ритму мы можем сразу же, даже в незнакомом произведении определить: это вальс, это полька, это марш и т. д. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму.

Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.

Храм Христа Спасителя. Москва, Россия


Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим - в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.

Чувство ритма очень сильно развито в народе. Ритм свойственен работе тогда, когда человек исполняет ряд однообразных движений. Песни, которыми народ сопровождал однообразный, утомительный труд, как, например, известная «Дубинушка», подчеркивают ритмическое начало труда.


И. Репин. Бурлаки на Волге

Приходилось ли вам задумываться когда-нибудь, почему маленькие дети так быстро и легко засыпают под звуки колыбельной песни? Почему они тут же начинают приплясывать, если поешь им какую-нибудь музыкальную прибаутку? Ведь ребенок еще не учился ничему и не знает, что на музыку следует как-то реагировать - двигаться, танцевать и т. д.

Наверное, это происходит оттого, что музыкальный ритм наиболее близок природе человека и, воздействуя на нее, способен вызывать ответную реакцию. А любая ответная реакция - это уже диалог, общение человека с внешним миром, первое ощущение единения с ним. Ведь так важно чувствовать себя не одинокой, затерянной в бесконечности песчинкой, а полноправной частичкой мира, живущего и чувствующего так же, как и ты сам.

Вот почему иногда говорят, что ритм - изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем. Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность».

Люди издавна стремились понять природу музыкального ритма. Господство ритма во всех сферах бытия послужило причиной того, что первая и наиболее значительная античная теория осмысления мира выдвинула музыку на первый план в устройстве Вселенной. Древнегреческий философ и математик Пифагор представлял мир как своего рода вселенский музыкальный инструмент, управляемый «музыкой сфер» - звучаниями, рождаемыми бесконечным движением небесных сфер. В основе этой грандиозной картины мира находились четыре начальных божественных числа (1- 2- 3- 4), вносящих в мироздание порядок и гармонию. Порядок, то есть истина, красота и симметрия, наделялись и нравственными качествами. Пифагореец Филолай писал: «Лжи не принимает в себя природа числа и гармонии... Порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и асимметрия безобразны и вредны».

Порядок, симметрия - коренные свойства ритма. Не случайно мы находим их в самых разнообразных музыкальных произведениях - от нехитрой детской песенки до сложной инструментальной темы.

Вот известная всем песня «Елочка» М. Красева. Спойте ее, и вы сразу почувствуете легкость, естественность, соразмерность РИТМА и мелодии. Наверное, эта песенка так популярна потому, что ее без труда запоминают и поют даже маленькие дети.

А вот совсем другой пример. Он взят из финала фортепианной сонаты № 17 Л. Бетховена. Почему мы поставили этот пример в один ряд с немудреной детской песенкой? Ведь многим известно, что бетховенские сонаты – сложнейший мир со своими радостями, сомнениями, философскими раздумьями, что в нем заключен обширный круг всех мыслимых средств музыкальной выразительности.


1770 - 1827
Немецкий композитор, дирижёр и пианист

Однако, несмотря на всю свою сложность, музыка Бетховена как раз и является доказательством того, что естественные законы ритма одинаково действуют и в детской песенке, и в фортепианной сонате, что эти законы неподвластны ни интеллектуальной сложности, ни музыкальной смелости даже такого композитора, каким был Бетховен. Не оттого ли, слушая Бетховена, мы никогда не остаемся безучастными, мы неизменно поддаемся обаянию, живому трепету музыки этого величайшего из музыкантов, сумевшего соединить в своем творчестве необыкновенную личную волю и глубокое почитание коренных, природных свойств музыкального искусства?

Вопросы и задания:
1. Что такое ритм, каково его значение в музыкальном языке?
2. Почему именно ритм является основой музыки? Могла бы музыка существовать без ритма?
3. Как ритм может повлиять на характер музыкального произведения?
4. Как ты можешь объяснить слова: «Порядок, симметрия - коренные свойства ритма».

Презентация

В комплекте:
1. Презентация: 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен Соната № 17, III ч. Allegretto, mp3;
Маленькой ёлочке холодно зимой (минусовая фонограмма), mp3;
Эй, ухнем (в исполнении мужского хора Санкт-Петербургского Подворья Оптиной Пустыни), mp3;
3. Статья, docx.

Конструкт урока музыки по производственной практике по

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

и начальных классах компенсирующего и коррекционно – развивающего образования»

студентки группы 46 «Б»

Специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Анашкиной Анастасии Александровны

Дата: 08.11.2017

ОУ: № 27

Класс: 1 «б»

ФИО учителя класса: Гиматова Л.Л.

ФИО методиста: Сиражева Эльза Гарафовна Подпись__________

Тема: «Ритмический рисунок»

УМК: Школа России

Цель: развитие познавательных УУД в процессе освоения основ музыкальной грамоты.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку музыки, демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками, осуществляют рефлексивную самооценку.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют

    регулятивные УУД : целеполагание ; п ланирование ; волевая саморегуляция

    познавательные УУД : общеучебные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при выполнении заданий; логические:

    коммуникативные УУД : .

Предметные: имеют первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека, имеют понятие о длительностях, умеют создавать ритмический рисунок с помощью прохлопывания на примере песни «Маленькой елочке холодно в лесу», знают 1 куплет и разучили 2 куплет песни «Настоящий друг».

По видам деятельности

Слушание музыки

Обучающийся:

Узнает изученные музыкальные произведения (песня «Настоящий друг»).

Хоровое пение

Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к уроку музыки, умение работать с учителем и сверстниками, осуществляют рефлексивную самооценку.

Развивающие: способствовать развитию

    регулятивных УУД : целеполагание ; п ланирование ; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию;

    познавательных УУД : общеучебные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при выполнении заданий; логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    коммуникативных УУД : умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, планирование учебного сотрудничества при постановке задач на урок, структурирование информации в ходе повторения изученного материала .

Коррекционные: развивать у обучающихся чувство ритма в ходе проговаривания и прохлопывания ритмического рисунка, развивать музыкальный слух.

Образовательные : формировать первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека, формировать понятие о длительностях, умение создавать ритмический рисунок с помощью прохлопывания на примере песни «Маленькой елочке холодно в лесу», повторить 1 куплет и разучить 2 куплет песни «Настоящий друг»

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

Воспитывать через взаимодействие.

Принципы обучения:

принцип наглядности;

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности;

принцип целостности;

принцип деятельности;

принцип психологической комфортности.

Принципы урока музыки по Е.Д. Критской:

принцип увлечённости;

принцип триединства деятельности;

принцип тематизации;

принцип «тождества».

Методы воспитания

Педагогическое требование;

Создание ситуации успеха.

Поощрение;

Использование игровых форм.

Методы обучения

Нагрядно-слуховой;

Словесные: беседа, рассказ, объяснение;

Наглядные: демонстрация;

Практические: упражнение.

Проблемное изложение изучаемого, объяснительно-иллюстративный

Метод пластического интонирования.

Метод художественного моделирования.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства:

демонстрационные: тема, цель, доска.

индивидуальные: тетрадь, учебник, дневник, пенал.

Тип урока: у рок совершенствования способов действий (урок закрепления)

Структура урока: (40 мин)

    Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)

    Актуализация опорных знаний и способов действий.(10мин)

    Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу. (14 мин)

    Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля). (10 мин)

    Информация о домашнем задании. (2 мин)

    Рефлексия учебной деятельности. (3 мин)

Использованная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР с 1 по 4 класс: №12 от 30.08.2016/г. Каменск-Уральский/МБОУ «Основная общеобразовательная школа №27 с интернатом».

3. Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/ Т.В.Чащина. – Каменск-Уральский, 2013. – 26с.

4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития: текст/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 186 с.

5. Программно-методические материалы: Музыка начальная школа. Принципы Е.Д. Критской.

6. Учебник. Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Г. С. Шмагина. Уроки музыки: Поурочная разработка 1-4 класс.

Эскиз доски

Тема: Ритмический рисунок

Классная работа

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Задача: собрать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность

Методы формирования соц. опыта:

Педагогическое требование;

Создание ситуации успеха.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. Сначала сядут девочки. Теперь мальчики.

Чтобы нам настроиться на работу, предлагаю посмотреть фрагмент видео.

Психогимнастика видео фрагмент.

Сегодня мы с вами так же как эти бабочки попадем в мир музыки.

Личностные УУД: самоопределение; смыслообразование;

Регулятивные УУД : волевая саморегуляция

2.Актуализация опорных знаний и способов действий.

Задача: повторить переместительное свойство умножения; составить тему и цель урока

Методы формирования соц. опыта:

Создание ситуации успеха.

Методы обучения

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение;

Наглядные: демонстрация;

Практические: упражнение.

По уровню включения в продуктивную деятельность:

Проблемное изложение изучаемого

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

Методы самостоятельной работы.

Ребята, чтобы нам с вами узнать тему урока, предлагаю поиграть в кодировщиков. Кодировщики, это такие люди, которые расшифровывают послания. Сейчас я каждому раздам карточку с зашифрованной темой урока, вам нужно зачеркнуть все буквы А и прочитать полученный текст. Кому не понятно задание?

Аритмиааааческийарааисуноак (ритмический рисунок)

У кого получилось? Прочитай, пожалуйста.

Тема нашего урока – ритмический рисунок.

Ребята, кто знает что такое ритмический рисунок?

Составим план нашего урока.

Как вы думаете, чем мы займемся на уроке?

Сегодня мы традиционно будем петь и слушать музыку, что нужно сделать перед тем, как петь? (распеться)

    Распеться

После этого мы с вами узнаем, что такое ритмический рисунок и сами его создадим!

    Сделать ритмический рисунок

Для чего мы распеваться будем? Мы с вами будем разучивать песню.

    Выучить 2 куплет песни

Мы составили план работы, предлагаю начать с распевки.

регулятивные УУД : ( целеполагание; планирование;) волевая саморегуляция

коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме).

познавательные УУД : общеучебные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

3.Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.

    1. Распевка

3.2 Ритмический рисунок

Задача: объяснить новые понятия, научить проговаривать и прохлопывать ритмический рисунок на примере песни «Маленькой елочке холодно зимой»

3.3. Физминутка.

Задача: снять мышечное напряжение.

3.4 Песня «Настоящий друг»

Задача: разучить 2й куплет песни, повторить 1 куплет.

Методы обучения

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение;

Наглядные: демонстрация;

Практические: упражнение.

Методы формирования соц. опыта:

Создание ситуации успеха.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Поощрение;

Использование игровых форм.

Сядьте ровно, ноги вместе, спинка прямая.

Для начала разомнем мышцы лица. Вытяните губы в трубочку, теперь широко улыбнитесь. Повторяем несколько раз.

Теперь попробуем задуть свечу. Резким движением. (показываю) Повторяем 2-4 раза.

Покажите, как лошадка цокает копытами. (показываю, повторяем щелчки языками)

Покажите как жаба раздувает щеки, все надуйте щеки.

Теперь почистим зубки языком.

Сейчас представьте, что вы шарик, который надувается, набираем в себя как можно больше воздуха, задержали дыхание, выдохнули. Подышали. Еще раз, набираем, раздуваемся, задерживаем и выдохнули.

Погладили горло.

Молодцы. Теперь попробуем проговорить скороговорку.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Теперь все вместе, четко произносим.

Сейчас первый ряд.

Второй, молодцы.

Теперь мы простудились и просим у мамы молока.

Мама, дай молока, я болен. Все вместе.

Сейчас поем все вместе «мы поем, хорошо поем» Затем по цепочке «я пою, хорошо пою».

Пропеваю сама

Теперь все вместе. (поем несколько раз все вместе)

Начинаем по цепочки с Маши.

(дети по очереди пропевают, последний раз хором)

Молодцы, мы с вами распелись.

Какая у нас тема урока?

Кто знает, что такое ритм?

Ритм – это равномерное чередование разных по длительности звуков и пауз.

Что же такое ритмический рисунок? (предположения)

Ритмический рисунок – сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке. (определения на слайдах)

Предлагаю послушать фрагмент песни и определить, какие звуки длинные, а какие короткие.

Фр. Из песни «Маленькой елочке холодно зимой».

Текст песни на слайде.

Начнём с первой строки.

Ма-аленькой е-елочке холодно зимо-ой. (Показываю жестами)

Сколько длинных звуков вы услышали? Сколько слогов, которые протягиваются? (3)

Длинные звуки обозначаются как «ТА»

Сколько коротких? (8)

Их обозначаю «ТИ»

Попробуем проговорить ритмический рисунок 1й строки.

Молодцы, попробуем теперь пропеть и прохлопать.

(поем и прохлопываем ритм)

Мы сейчас с вами проговорили и прохлопали ритмический рисунок.

Попробуем тоже самое сделать с остальной частью песни.

И-из лесу е-лочку взяли мы дом-ой

Сколько длинных звуков? (3)

Сколько коротких? (8)

Проговорим все вместе словесный ритмический рисунок.

Та-ти-ти та-ти-ти ти-ти-ти ти-ти-та

Вы заметили, что слова разные, а ритм одинаковый?

Попробуем теперь прохлопать.

Молодцы. Как мы можем увидеть ритмический рисунок?

Мы его можем увидеть с помощью нот.

Длинный звук ТА обозначается нотой

Видели такую ноту?

А короткий звук ТИ обозначается нотой

Давайте посмотрим, что у нас получилось. (слайд)

Нам осталось прохлопать ритмический рисунок всего 1 куплета.

Сначала вместе со мной.

Теперь попробует прохлопать 2й ряд.

Хорошо, спасибо, 1й ряд.

Давайте попробуем прохлопать рисунок без слов, а только по нотам все вместе. (слайд)

Молодцы, ребята.

Чем мы сейчас занимались?

Что такое ритмический рисунок?

Мы смогли его увидеть?

Верно, сочетание звуков разной длительности в определённом порядке.

Я думаю, вы немного устали, поэтому я предлагаю сыграть в игру « Музыкальное соревнование ».

Мы поиграем по рядам, затем выберем 2 лидеров, кто будет соревноваться от 1го ряда и от 2го.

Сначала поиграет 1й ряд. Задача 2го рядя – следить за порядком, внимательно следить за всеми ребятами и если возникнет спор – то честно его разрешить.

Кому не понятно?

Первый ряд в свою очередь как себя ведет?

Да, мы будем дружно играть.

Теперь поставим 9 стульев в круг, правила такие: нужно успеть сесть на стул, когда музыка закончится. Кто не успел – садится на место.

Расставляем стулья, начинаем игру. Поддерживаю дисциплину, играем, пока не остался 1 человек.

У нас появился первый лидер, мы дадим ему значок лучшего слушателя. Молодец!

Теперь играет 2 ряд, а 1 ряд следит за соблюдением правил.

Играем.

У нас появился еще один лидер, он тоже получает значок. Молодец. Осталось решающее соревнование за 1 место в этой игре.

Остается 1 стул, играют.

Похлопаем победителю! Он получает золотую медаль за 1 место.

Поднимите руку, кому понравилась игра?

Мы отдохнули, теперь узнаем, какие вы внимательные слушатели. Я включу музыку, а вы попробуйте догадаться, что это за песня, её название и откуда она. (песня Настоящий друг из м\ф Тимка и Димка)

Правильно, давайте послушаем её до конца.

Ребята, какой куплет вы уже знаете? (первый)

Наша задача сегодня выучить 2й куплет. Давайте пропоем первый куплет и послушаем второй.

Сядьте ровно, руки сложите на колени, как настоящие певцы.

Включаю музыку, поем 1 куплет.

Настоящий друг текст песни (1 и 2 куплет)

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит -

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит -

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Мы поссоримся - и помиримся,

"Не разлить водой!" - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь -

Вот что значит настоящий,

Верный друг.

Давайте теперь прочитаем слова 2 куплета хором.

Попробуем пропеть первые 2 строчки. Молодцы, теперь пропоем их под музыку. (Мы поссоримся - и помиримся,

"Не разлить водой!" - шутят все вокруг.)

Проговорим остальные строки. (В полдень или в полночь

Друг придет на помощь -

Вот что значит настоящий,

Верный друг.)

Теперь пропоем их.

Молодцы, попробуем под музыку.

Исполним весь второй куплет.

Сейчас 2й ряд споет второй куплет. (поют)

1й ряд. (поют)

познавательные УУД : общеучебные : (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез построение логической цепи рассуждений,

коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, планирование учебного сотрудничества, структурирование информации).

4.Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля).

Задача: самостоятельно спеть 2 куплета песни «Настоящий друг»

Методы формирования соц. опыта:

Педагогическое требование;

Методы обучения

По источнику получения знаний:

Словесные: , объяснение;

Ребята, мы с вами уже выучили 2 куплета. Поднимите руку, кто готов их исполнить?

Чтобы правильно и красиво её исполнить, вставайте, пожалуйста. Подравнялись. Слушайте друг друга во время исполнения.

Приготовились. (включаю музыку)

Похлопали самим себе, отлично, присаживайтесь.

Мы с вами выучили 2 куплета песни.

регулятивные УУД : ( волевая саморегуляция)

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества

5.Информация о домашнем задании

Задача: получить информацию о домашнем задании

Словесные: объяснение;

Дома выучите второй куплет песни «Настоящий друг».

РегулятивныеУУД : волевая саморегуляция

6.Рефлексия учебной деятельности

Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности

Методы формирования соц. опыта:

Создание ситуации успеха.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Поощрение;

Словесные: беседа

Наш урок подходит к концу.

Какая была тема урока?

Какие задачи мы ставили перед собой?

Все ли задачи мы решили? (да)

Теперь нарисуйте солнышку улыбку, если у вас все получилось или грусть, если что-то не получилось.

Спасибо за урок, мне понравилось с вами работать, до свидания.

Личностные УУД (самоопределение), Регулятивные УУД (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию); Коммуникативные УУД (взаимодействуют с педагогом),

Познавательные УУД: (проводят анализ своей деятельности)

Ритм (греч. rhythmos–стройность, соразмерность) – это живой пульс музыки, одно из ее основных выразительных средств. Ритмом называется последование звуков одинаковой или различной длительности, организованное посредством метра.

Протяженность музыкальных звуков находит отражение в системе относительных длительностей : целые, половинные, четвертные, шестнадцатые и т.д. Одна и та же длительность в разных темпах звучит разное количество времени.

Длительности обладают свойством весомости: короткие длительности воспринимаются как более легкие, а долгие – как тяжелые, опорные, акцентируемые (ритмический акцент). Короткие длительности звучат более слитно, устремлены к долгим. Это свойство делает, например, медленную музыку плавной, гибкой, текучей. Моцарт. Соната A -dur , II часть:

Продолжительные длительности менее связаны друг с другом и поэтому в быстром темпе могут создать эффект скандирования или торжественно-приподнятого звучания.

Выразительность ритма тесно связана с другими сторонами музыки – с темпом, ладом, динамикой. Наблюдается следующая зависимость: чем проще ритмический рисунок, тем шире спектр его выразительных возможностей.

Равномерный ритм – самый простой из ритмических рисунков. В быстром темпе передает движение, бег, течение, полет. В медленном темпе – покой, безмятежность, оцепенение, неподвижность:

Ритм дробления и ритм суммирования также нейтральны и могут употребляться в музыке разного характера.

Пунктирный ритм соединяет в себе активность, поскольку в нем соотносятся длительности не соседние по шкале, с квадратностью (пунктирная фигура всегда равна 4, 8 или 16 частям). Этим можно объяснить использование пунктирного ритма в жанрах, связанных с движением.

Грациозный, энергичный характер польки, полонеза, вальса, хабанеры и других танцев во многом зависит от пунктирного ритма. Для марша типично дробление слабой доли, для мазурки, наоборот, сильной.

В музыке, не связанной с движением, пунктирный ритм позволяет передать активные эмоции. Двойной и тройной пунктирный ритм звучат еще энергичнее и активнее. Они пригодны для передачи предельно эмоциональных состояний: ликование, восторг и так далее.

Пунктирный ритм, в котором длительности расположены в ином порядке – сначала короткая, потом более продолжительная, называется обращенным. Обращенный пунктирный ритм по сути является синкопой.

Синкопой называется ритмический прием, при котором не совпадают различного рода акценты, например метрический и ритмический, метрический и динамический, также может не совпадать величина тактов и величина мотивов.

Наиболее естественно совпадение сильной доли с более крупной длительностью (метрический акцент совпадает с ритмическим). При нарушении этой закономерности и возникает синкопа. По местоположению синкопы бывают междутактовые (от легкой доли одного такта к тяжелой другого), внутритактовые и внутридолевые.

Другой вид синкопы возникает от столкновения динамических акцентов с метрическими при строго периодической акцентировке.

Синкопа, в которой не совпадают трехдольные такты с двухдольными мотивами, называется гемиолой. Гемиола является обязательной ритмической фигурой чешского народного танца фурианта.

размер

2. Подберите музыкальные произведения с пунктирным ритмом и синкопой. Аргументируйте взаимосвязь ритмического рисунка с жанром и образным содержанием произведений.

3. По группировке определите размер мелодий.

Если у вас есть синтезатор, вам наверняка захочется максимально использовать его функции на практике. Научиться этому несложно: зная, как правильно подобрать мелодию на синтезаторе , вы сможете самостоятельно, практически один в один, воспроизвести звучание любой группы музыкальных инструментов.

С чего начать

Начинать лучше всего с известных мелодий, звучание которых вам хорошо знакомо. Однако чтобы учесть все нюансы произведения и полностью передать всю его красоту и благозвучие, следует предварительно прослушать его запись.  Но не просто прослушать, а проанализировать: с какого инструмента начинается мелодия, каков ее темп, ритмический рисунок, какой инструмент используется в сольной партии, а какие участвуют в создании музыкального фона. Как правило, одного прослушивания бывает недостаточно для подробного анализа, поэтому желательно прослушать запись несколько раз. Можно составить для себя небольшой план, который поможет вам правильно сориентироваться при подборе музыки.

Выбор стиля, ритма, инструментов

Итак, произведение проанализировано, план составлен – пора садиться за инструмент. Не спешите убирать диск с оригиналом, включите его еще раз и во время звучания музыки подберите нужный темп. Затем в соответствии с музыкальным стилем произведения найдите такой же стиль на синтезаторе. Выберите наиболее подходящую ритмическую группу, включите автоаккомпанемент – так вы создадите ритмическую основу произведения, на которую затем будут наслаиваться другие инструменты. После этого подберите мелодию, выбрав звучание нужного инструмента. Проиграйте все вместе – уже близко к оригиналу, правда? Если вы чувствуете, что не хватает музыкального фона, можете добавить звучание нужного инструмента, группы инструментов (струнных, духовых, народных) или электронного вокала. Вот теперь вы можете с удовольствием наслаждаться любимой музыкой в собственном исполнении!

Для памяти

И еще один важный момент: чтобы каждый раз не подбирать любимые мелодии заново, заведите специальный блокнот и запишите туда цифровой набор произведения, которое вы только что подобрали: темп, номер стиля, номера основных и дополнительных инструментов. Пользуясь такой «шпаргалкой» в следующий раз вы без труда сможете сыграть произведение, которое когда-то подбирали.

Наверняка вы уже встречали в самоучителях или других источниках предлагаемые способы ведения аккомпанемента на гитаре в виде РИТМИЧЕСКИХ РИСУНКОВ .
Что же такое ритмический рисунок ? И как его читать?
Для начала рассмотрим простейшие элементы (движения правой рукой в графическом виде), комбинируя которыми получают ритмические приемы извлечения звука:

Все мелодии можно разделить на одинаковые по длительности части – ТАКТЫ . Также все мелодии имеют ритмический рисунок - конкретно выраженную ритмичность чередования И при всем этом данный рисунок не меняется на протяжении всей мелодии.

Главная черта рисунка это его РАЗМЕР – количество более энергичных и ярких нот в одном такте. Зачастую этот рисунок существует только у музыканта в голове, который отсчитывает мелодии с самого ее начала и до конца, следуя по длинным нотам и паузам.

Чаще используются такие размеры: «ДВА» - «ТРИ» - «ЧЕТЫРЕ» - «ШЕСТЬ» . Например, когда шагают солдаты, то они следуют счету: «РАЗ – ДВА – ЛЕВОЙ – ПРАВОЙ» - это размер «ЧЕТЫРЕ» . Допустим, те же солдаты еще и песню будут петь, то получается, чтобы не сбиваться с шага им придется еще и петь в данном размере.
На примере песни:

Если на каждый счет песни будет звучать аккорд, то у нас получится простой вид аккомпанемента. Графический его вид такой:

Из – за того, что все согласные звуки не тянутся их петь нельзя и получается, что все удары попадают на гласные. Из рисунка видим, что аккомпанемент все время идет по кругу. Чтобы изобразить рисунок этого ритма, проще изобразить то, что повторяется.

Примеры показаны для того, чтобы донести одно! РИСУНКОВ РИТМА может быть очень много.

Практика:

Отрабатывать каждый прием нужно очень медленно, отсчитывая (лучше вслух) тактовые ударные цифры (написаны под стрелками).
Для начала отрабатывайте ритм без аккордов на приглушенных струнах. А после зажмите легкий аккорд (например E, С, D ) и тренируйтесь на одном аккорде. Ритм должен быть четким, медленным и ровным. Только после данных упражнений учитесь связывать аккорды, начиная с .