Жесткий диск для компьютера в разобранном виде. Как разобрать жесткий диск от ноутбука — инструменты и простая методика. Чтобы удалить смонтированный диск

Доброго времени суток.

Михаил Тычков aka Hard

Доброго времени суток.

На днях попал мне в руки старенький жесткий диск с интерфейсом SCSI от Seagate. Применить этот винт в дело было уже нельзя и я решил его разобрать и показать Вам. Вооружившись набором отверток, ключей и плоскогубцами я начал курочить. Итак, добро пожаловать в «Клуб Извращений над Железом».

Запомните его таким - это последнее фото убиенного. Добрый старый Seagate, ты на славу послужил людям. Аминь.

Самое простое – это снять плату управления. Крепится она всего тремя маленькими болтиками под внутренний шестигранник. Но легкий путь меня не устраивает. Ведь есть же большие плоскогубцы! Плату долой! Смотрите, что получилось:

Внутренний вид жесткого диска увеличил слюновыделение. Запив доброй порцией пива слюни, я продолжил изуверства. Фильтр вывалился как-то сам собой.

На очереди головки. Их 16 штук, так как у этого винта 8 дисков. Но снять их было не так то просто. Пришлось опять взяться за достойный инструмент. Болты крепления открутились довольно быстро, но дело в том, что в шаговом двигателе, что приводит в действие головки чтения/записи, используются очень сильные магниты (в день разборки три человека прищемили этими магнитами пальцы и в том числе я). Короче, пришлось малость повозится. Вот они, эти головки:

Диски снялись очень легко. Ради интереса, я попробовал поцарапать поверхность. Действительно, покрытие крайне не прочное и теперь я буду еще более осторожно обращаться c жесткими дисками.

А вот так выглядят головки с приводом и диски в сборе.

В общем, после полной разборки винта остались вот эти вот запчасти. Не так уж и много, я ждал большего. Следует отметить, что вся разборка проводилась хоть и несколько грубоватым способом, но ни одна деталь жесткого диска не была повреждена.

Удовольствие от извращения над железом быстро прошло и эта груда обломков навивала удручающие мысли о бренности нашего существования. В помойное ведро их! «Да будет жизнь» - подумал я и пошел с друзьями допивать пиво.

Спешу предупредить читателей: этот жесткий диск нельзя было где-либо применить, ввиду того, что он уже устарел физически и морально. Рабочие же винты разбирать ни в коем случае нельзя – это убьет их.

Отдельная благодарность Роману Астукевичу за физическую помощь в этом акте вандализма. А на сегодня все. Удачи.

Автотранспортное средство значительно упростило нашу жизнь. С его помощью можно транспортировать различный груз, переезжать с места на место и многое другое. При эксплуатации автомобиля особого внимания стоит уделить его безопасности. В первую очередь это касается тормозов. На протяжении длительной эксплуатации автомобиля тормозные диски могут износиться, что негативно повлияет на их эффективность работы. В таких случаях необходимо провести замену этих деталей и восстановить их функциональную возможность.

Подготовительные работы

Для того чтобы снять диск тормозной trialli ваз 2107 , необходимо сначала демонтировать колесо и суппорт. Для начала нужно сорвать колесные гайки, после чего передок автомобиля поднять с помощью домкрата. Чтобы обеспечить надежную фиксацию автомобиля и тем самым предотвратить его скачивание, под задние колеса стоит подложить башмаки или кирпичи. После того как гайки будут откручены, можно легко снять колесо. При этом откроется доступ к суппорту.

Если нет потребности в смене рабочего цилиндра суппорта, то при демонтаже его можно не отсоединять от тормозных шлангов. Для того чтобы снять суппорт, необходимо открутить болты. Для этого понадобится головка на 17. Чтобы облегчить вывинчивание болтов, можно воспользоваться специальной смазывающей жидкостью. После того как болты будут выкручены, суппорт необходимо положить так, чтобы тормозные шланги не заламывались. Если в процессе работы возникла потребность в замене цилиндров, то шланги отсоединяются от суппорта.

Демонтаж тормозного диска

Чтобы демонтировать тормозной диск, нужно для начала сорвать на ступице две шпильки. Для этого понадобится головку на 10. Откручивать шпильки нужно очень аккуратно. Скорее всего, они будут идти туго. Чрезмерное прилаживание грубой силы может привести к деформации граней. В результате этого шпилька будет непригодна к использованию. После того как шпильки будут извлечены, необходимо снять промежуточную пластину.

Теперь можно приступать к непосредственному демонтажу тормозного диска. Профессионалы для этого используют специальный съемник. В домашних условиях можно обойтись и без него. Чтобы облегчить процесс демонтажа диска, место его стыка со ступицей нужно обработать щеткой по металлу или металлической отверткой. Диск нужно снимать аккуратными ударами молотка по всему периметру. Не нужно со всей силы бить по одной стороне в надежде, что диск сейчас слетит.

Доброго всем времечка! Эта статья посвящена теме устройства жёсткого диска HDD, работающего через интерфейс SATA и носит ознакомительный характер! Мы с Вами наглядно посмотрим как разобрать жёсткий диск. Будем просто его разбирать и наглядно изучать его устройство.

Поэтому сразу

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: нельзя разбирать жёсткий диск компьютера! Никогда и ни в коем случае не делайте со своим «хардом» то, что описано в этой статье! Далее Вы увидите и поймёте, почему нельзя разбирать «рабочий» жёсткий диск. Мы же с Вами в этой статье будем разбирать совершенно неисправный HDD, который уже не подлежит восстановлению.

Начнём с внешнего осмотра. Лицевая сторона с металлической крышкой и наклейкой выглядит вполне приятно. Обращаю Ваше внимание на то, что эта крышка крепится специальными винтами под «звезду». Впрочем, такими винтами крепятся абсолютно все узлы жёсткого диска.

А вот то, что мы с Вами видим с обратной стороны (днище) повергнет в шок любого радиолюбителя, да и любого человека, который хоть какое-то отношение имеет к электронике. Отчетливо видны глубокие царапины на плате управления, а также отсутствие шлейфа от контроллера управления двигателем.

Так что вывод однозначный: наш «хард» побывал в руках вандала или, скорее всего, маленького ребёнка и является не рабочим с вероятностью 100%.

И второй вывод: жёсткий диск — штука хрупкая и требует особого обращения. Поэтому нельзя его ронять, кидать, швырять, разбирать и, уж тем более, оставлять наедине с маленькими детьми.

Итак, вооружившись отверткой «под звезду», откручиваем все винты крышки. Она почему-то сниматься не хочет! Оказывается, под заводской наклейкой скрывается еще один винтик. Откручиваем его, снимаем крышку и любуемся красотой этого инженерного чуда. Красиво, не правда ли? Похоже на какой-то дорогой проигрыватель. Хотя, в общем, по сути оно так и есть.

Основу нашего «харда» составляют два алюминиевых диска, покрытых ферромагнитным слоем (диски могут быть из любого другого немагнитного материала, например из прочного стекла, значение имеет только покрытие). Второй важнейшей частью является подвижная штанга с головкой записи/чтения.

Принцип действия схож с обычным проигрывателем виниловых дисков: диски вращаются, а головка движется вдоль дисков, считывая намагниченные области. Запись происходит точно так же, только головка при этом сама намагничивает/размагничивает определенные области. Однако, если в проигрывателе головка снабжена иголочкой для считывания звука с пластинки и как бы ползёт по ней, царапая, то в жёстком диске головка не касается поверхности дисков — всё происходит электромагнитным путём.

Вращением дисков заведует небольшой двигатель, управляемый контроллером на плате (шлейф от которого в нашем случае оборван). Движение штанги с головкой осуществляется по принципу электромагнита. В задней части она имеет катушку, на которую подается электрический ток. Сама же катушка расположена между двух постоянных магнитов. В зависимости от силы тока меняется напряжённости электромагнитного поля и штанга отклоняется на определённый угол. Этим механизмом управляет отдельный контроллер. Видите на снимке выше справа от штанги шлейф? Именно через него происходит управление, а так же обмен данными между головкой и платой (мозгом жёсткого диска).

Как мы уже отметили, в конструкции «харда» имеется два диска, надетых на шпиндель двигателя и разделённых втулками и специальной переборкой. Поскольку дисков два, то и головок тоже должно быть две. Ан-нет! На самом деле головок четыре, поскольку запись/чтение происходит с обеих сторон каждого диска.

Плату, к сожалению, аккуратно снять не удалось, поскольку «звёзды», которыми она крепится гораздо меньшего размера. Поэтому я её просто максимально аккуратно выломал.

На плате находятся:

  • чип, наподобие BIOS, в котором записан производитель, модель, ёмкость и другие заводские параметры
  • несколько контроллеров управления механическими частями
  • кэш (небольшая оперативная память) для обмена данными
  • непосредственно модуль передачи данных, в том числе и по интерфейсу SATA (внизу на плате видны от него контакты)
  • микропроцессор, который управляет и синхронизирует работу всех модулей
  • прочие вспомогательные микросхемы

ПОЛЕЗНОЕ:

Подводя итог, хотелось бы сказать две вещи.

Во-первых , статья носит чисто ознакомительный характер. Она просто наглядно демонстрирует то, как можно теоретически разобрать жесткий диск и демонстрирует его внутреннее устройство. Разбирать рабочий, нормальный жёсткий диск нельзя.

Второй момент связан с первым. Мне бы очень хотелось, чтобы читатель, теперь уже зная об устройстве жёсткого диска и посмотрев наглядно из каких частей он состоит, в очередной раз, пытаясь подключить свой диск к другому компьютеру (не важно каким способом) или при производстве , понимал, что жёсткий диск — устройство электронное и в тоже время электромеханическое. В нём множество мелких и хрупких деталей, открытая плата, много движущихся механических деталей. Вместе с тем данный «девайс» не из дешёвых. Поэтому, друзья мои, будьте со своим «хардом» помягче, любите его)))

А если серьёзно, то будьте предельно аккуратны при подключении и транспортировке жёстких дисков, дабы срок их службы продлился как можно дольше.

P.S. полный фотоотчёт о том, как происходила разборка этого жёсткого диска Вы можете посмотреть .

Когда с жестким диском появляются какие-то проблемы аппаратного характера, при наличии должного опыта есть смысл осмотреть устройство самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. Также к самостоятельной разборке дисков прибегают те люди, кто только хочет получить знания, связанные со сборкой и общим видом изнутри. Обычно для такой цели используются нерабочие или ненужные HDD.

Сперва хочется предупредить новичков, желающих попробовать починить жесткий диск самостоятельно при возникновении каких-либо проблем, например, стука под крышкой. Неправильные и неаккуратные действия могут с легкостью вывести накопитель из строя и привести к бесповоротной поломке и утрате всех хранящихся на нем данных. Поэтому не стоит идти на риск, желая сэкономить на услугах профессионалов. По возможности, сделайте резервные копии всей важной информации.

Не допускайте попадания мусора на пластину винчестера. Даже небольшая пылинка имеет размер, превышающий высоту полета головки диска. Оказавшиеся на пластине пыль, волосы, отпечатки пальцев или другие препятствия для движения считывающей головки, могут вывести устройство из строя, а ваши данные будут утеряны без возможности восстановления. Производите разбор в чистой и стерильной обстановке, в специальных перчатках.

Стандартный жесткий диск от компьютера или ноутбука выглядит так:

Задняя часть, как правило, представляет собой обратную часть контроллера, который держится на винтах «звездочка». Эти же винты есть и на передней части корпуса. В некоторых случаях дополнительный винт может скрываться под заводской наклейкой, поэтому, открутив видимые винты, открывайте крышку очень плавно, без резких движений.

Под крышкой будут находиться те составляющие жесткого диска, которые и отвечают за запись и считывание данных: головка и сами дисковые пластины.

В зависимости от объема устройства и его ценовой категории, дисков и головок может быть несколько: от одной до четырех. Каждая такая пластина надета на шпиндель двигателя, располагается по принципу «этажности» и отделена от другой пластины втулкой и переборкой. Головок может быть в два раза больше, чем дисков, поскольку у каждой пластины обе стороны предназначены для записи и чтения.

Диски крутятся за счет работы двигателя, которым управляет контроллер через шлейф. Принцип работы головки прост: она вращается вдоль диска, не касаясь его, и считывает намагниченные области. Соответственно, все взаимодействие этих частей диска основывается на принципе электромагнита.

У головки сзади есть катушка, куда и поступает ток. Эта катушка находится посередине двух постоянных магнитов. Сила электрического тока влияет на напряженность электромагнитного поля, в результате чего штанга выбирает тот или иной угол наклона. Такая конструкция зависит от отдельного контроллера.

На контроллере располагаются следующие элементы:


В этой статье мы рассказали, как разобрать жесткий диск, и из каких частей он состоит. Эта информация поможет разобраться в принципе работы HDD, а также возможных проблемах, возникающих во время работы устройства. Еще раз напоминаем, что информация носит ознакомительный характер и показывает, как разбирать непригодный для использования накопитель. Если ваш диск нормально функционирует, то осуществлять разбор самостоятельно нельзя - велик риск вывести его из строя.

Иногда у пользователя встаёт необходимость разобрать накопитель типа HDD своего ноутбука: например, для ремонта, «донорства» запчастей или с целью превратить нерабочее устройство в какой-то декоративный элемент. Подробнее о процессе разбора мы сейчас и расскажем доступно и по-русски. Перед тем как разобрать жесткий диск от ноутбука, необходимо его извлечь. Для этого необходимо снять заднюю крышку переносного персонального компьютера, открутить винты, удерживающие устройство с торцов, аккуратно выдвинуть накопитель - так, чтобы разъединить разъёмы. Только после выполнения этих операций можно снимать HDD.

Какими инструментами запастись, перед тем как разобрать жесткий диск

Перед тем как разобрать жесткий диск от ноутбука, вам необходимо обзавестись соответствующим набором инструментов. Для определения его состава, требуется внимательно рассмотреть сам накопитель. Различные производители HDD используют винты с различными формами шлицев на головке, поэтому универсального решения не существует. Как правило, для разборки жёсткого диска ноутбука, требуется небольшая («часовая») крестовая отвёртка и ключ, сечение которого имеет форму 6-лучевой звезды (так называемый Torx). Размеры отвёртки и ключа, однако, необходимо выбирать индивидуально, под конкретную модель накопителя. Конструкция некоторых HDD не содержит крепёжных элементов со шлицем для крестовых отвёрток - в этом случае будет достаточно лишь ключа. Полезно также иметь специальные плоские рычаги, которые легко заменяются обычным канцелярским ножом.

Подготовка жёсткого диска для разборки

Также, перед тем как разобрать жесткий диск, требуется определить, в каких местах расположены винты. Сложность заключается в том, что очень часто производители помещают их под различными наклейками. Кроме того, стикеры также выполняют роль пломб: гарантия на продукт утрачивает силу при их удалении. Поэтому не рекомендуется самостоятельно разбирать жёсткий диск ноутбука до истечения гарантийного срока.

Разборка жёсткого диска от ноутбука

Итак, вы извлекли накопитель из компьютера, обзавелись необходимыми инструментами, определили местонахождение всех винтов. Как разобрать жёсткий диск от ноутбука? Начать данную операцию необходимо с удаления контроллера. Контроллер - это элемент в накопителе, осуществляющий управление накопителем и передачу данных. Технически контроллер реализован в виде печатной платы, которая соединена с помощью шлёйфа с механической частью HDD. Открутите винты, удерживающие контроллер на корпусе, затем аккуратно - так, чтобы не повредить шлейф - переверните его. После этого можно отсоединить шлейф от платы. На современных устройствах очень часто шлейф прилегает к плате с помощью контактных площадок, т.е. не закреплён к ней. Тем не менее, не рекомендуется резко снимать контроллер во избежание поломок шлейфа.

Следующий шаг - разбор непосредственно механической части HDD ноутбука. Его следует начинать с раскручивания винтов, удерживающих крышку. Иногда, в дополнения к ним, производители прибегают к различным защёлкам - тут и может понадобиться канцелярский нож.

После снятия кожуха, вы получаете доступ к внутренним механизмам накопителя. Следующий шаг - откручивание винта, удерживающего пластины («блины») на шпинделе. Удалив их, вы также сможете без труда снять прочие элементы конструкции: магниты, парковочное место для головки, блок, передвигающий считывающую головку. Все эти элементы закреплены с помощью винтов. Стоит заметить, что магниты линейного двигателя, обеспечивающие перемещение головки, имеют крайне высокую индукцию - из-за этого их крайне сложно отделить от корпуса, даже при условии отсутствия каких-либо дополнительных крепежей.

Разбор накопителя ноутбука не должен вызвать каких-либо трудностей при условии наличия соответствующих инструментов и аккуратности разбирающего. Главное правило при работе с подобной техникой - внимательность. Не стоит делать резких движений и применять чрезмерную силу: если вы не можете отсоединить деталь, убедитесь в том, что вы открутили все винты, что элемент не удерживается защёлкой и так далее.