Простая векторная программа. Правильный вектор: бесплатные инструменты для создания векторной графики. Преимущества и недостатки растровых изображений

Графические редакторы – это инструменты компьютера для получения и обработки графических изображений: рисунков, картинок, чертежей, диаграмм, графиков и т.д., которые получаются на экране монитора и могут быть напечатаны.

Обращаем ваше внимание на то, что в современных графических редакторах, как правило, есть возможность работы как с растром, так и с векторными объектами. Например, использовать в растровых редакторах кривые Безье, текстовые символы. Однако преимущественная направленность на работу с графикой определенного типа сохраняется.

Редакторы для работы с векторной графикой:

Adobe Illustrator позволяет создавать векторные изображения любого уровня сложности, используя стандартные в этой области инструменты рисования и возможности управления цветом. Понятный интерфейс и легкий доступ ко всем функциям приложения обеспечивают профессиональный уровень контроля всего процесса создания графики.

Corel Draw – один из мощнейших пакетов, предназначенных для создания векторной графики. С помощью инструментов CorelDraw можно создавать различной сложности иллюстрации, буклеты, логотипы и т.п. В программе имеются средства для редактирования кривых, созданных с помощью мышки.

Macromedia FreeHand – уникальная многостраничная среда для создания сложных иллюстраций и макетов для публикации в печати. В отличие от Adobe Illustrator, программа поддерживает работу с многостраничными документами, что позволяет использовать ее для верстки. Начиная с одиннадцатой версии редактора в документ можно вставлять SWF-ролики.

Inkscape – свободно распространяемый векторный редактор. Имеет гибкие инструменты для рисования, мощный инструмент для работы с текстом, позволяет использовать кривые Безье и Корню.

Редакторы для работы с растровой графикой

ADOBE PHOTOSHOP является безусловным лидером среди профессиональных графических редакторов за счет своих широчайших возможностей, высокой эффективности и скорости работы. В данном редакторе имеются все необходимые средства для создания, коррекции, монтажа и подготовки изображений к печати.

Основное назначение программы – создание фото реалистичных изображений, работа с цветными изображениями, ретуширование, цветокоррекция, коллажирование и др. Adobe Photoshop располагает всеми средствами для работы с точечными изображениями с возможностью работы с многослойными изображениями.

PAINT - простой растровый графический редактор компании Microsoft, входящий в состав операционной системы Windows. Отличается интуитивным и инновационным пользовательским интерфейсом. В новой версии Paint.NET стали доступными средства для работы со слоями, а также появились бесконечная отмена действия, специальные эффекты и широкое разнообразие других полезных инструментов.

COREL PHOTO-PAINT предназначен для обработки растровых фотоизображений. С его помощью можно выполнять профессиональную подготовку изображений для публикации, как в печатных изданиях, так и в сети Internet, также в формате PDF. Имеет средства для создания нестандартных интерфейсов программ, Web-графики, создания изображений на основе монтажа, коллажа, рисования кистями и готовыми объектами.

Не имеет такой популярности как Adobe Photoshop, но сопоставим с ним по техническим возможностям. GIMP - свободно распространяемый графический растровый редактор, поддерживающий более тридцати форматов изображений, содержит средства для работы со слоями, масками, фильтрами и режимами смешивания. В арсенале программы есть огромный спектр инструментов для цветокоррекции и обработки любых фотографий и изображений.Функционал графического редактора можно дополнить многочисленными плагинами и расширениями, написанными специально для GIMP. Обычно их создают не именитые компании, а обычные программисты, но несмотря на это, некоторые плагины не имеют аналогов даже в именитых программах для рисования и обработки фотографий.

GIMP поддерживает работу с фильтрами, кистями, градиентами и палитрами. Кисти могут быть векторными, растровыми и анимированными. Есть поддержка кистей Photoshop.

Все используют редакторы изображений по-своему. Некоторые обрабатывают фотографии, другие рисуют, третьи - делают рекламные материалы. Для каждой задачи нужен разный интерфейс.

GIMP поддерживает графические планшеты и другие устройства ввода, позволяет перенастроить интерфейс под определенные нужды любого творца. Например, можно легко переназначить любые горячие клавиши, даже не заходя в меню настройки.

GIMP - программа, созданная для миллионов. Чтобы обрабатывать фотографии, в ней созданы многочисленные инструменты, фильтры с удобным интерфейсом и информативные панели. Художникам будет приятно работать с кистями, которые могут реагировать на силу нажатия, направление и скорость движения по холсту.

Как известно, общую картину создают мелочи, тут мелких "удобностей" предостаточно. Например, при первом же запуске GIMP сам определит язык вашей операционной системы и будет с вами общаться на вашем родном языке.

Так уж повелось, что GIMP - свободная программа. Это значит, что его разработкой занимается команда профессионалов; энтузиастов, которые работают на добровольных началах.

GIMP, в отличие от Photoshop, - совершенно бесплатный графический редактор, и благодаря лицензии GNU GPL, под которой он создается, его можно копировать и распространять без каких-либо ограничений. Его можно использовать как в образовательных учреждениях, так и в любых коммерческих организациях.

Ключевые термины

Компьютерная графика - это область информатики, занимающаяся созданием, хранением и обработкой различных изображений (рисунков, чертежей, мультипликации) на компьютере.

Растровая графика – способ представления изображений в виде совокупности отдельных точек (пикселей) различных цветов или оттенков.

Векторная графика - способ представления объектов и изображений, основанный на математическом описании элементарных геометрических объектов, обычно называемых примитивами, таких как: точки, линии, сплайны, кривые Безье , круги и окружности, многоугольники.

Пиксель – самый маленький элемент изображения, точка.

Разрешение изображения - степень детализации изображения, число пикселей (точек) отводимых на единицу площади.

Физический размер изображения – высота и ширина изображения в пикселях (для отображения на экране) или в единицах длины (миллиметрах, сантиметрах, дюймах) – для печати на бумаге.

Цветовая модель - описание цветовых оттенков с помощью смешивания нескольких основных цветов.

Формат файла - структура файла, определяющая способ его хранения и отображения на экране или при печати. Формат файла обычно указывается в его имени, как часть, отделённая точкой (обычно эту часть называют расширением имени файла).

Список ключевых терминов приводится в конце каждого модуля. Они предназначены для того, чтобы учащийся смог проверить их усвоение и дать определение каждому термину.

Преподаватели используют список терминов при устном опросе.

Все ключевые термины также определены в глоссарии, в конце курса, где приводятся их определения, и в предметном указателе, который помогает найти место их описания.

Краткие итоги

Компьютерная графика - это область информатики, занимающаяся созданием, хранением и обработкой различных изображений (рисунков, чертежей, мультипликации) на компьютере.

Компьютерную графику разделяют на векторную и растровую.

Под растровым понимают способ представления изображения в виде совокупности отдельных точек (пикселей) различных цветов или оттенков.

В векторной графике все изображения описываются в виде математических объектов – контуров, т.е. изображение разбивается на ряд графических примитивов – точки, прямой , ломанной, дуги, многоугольника.

Оба этих способа кодирования графической информации имеют свои особенности и недостатки.

Степень детализации изображения, число пикселей (точек) отводимых на единицу площади называют разрешением.

Физический размер изображения может измеряться как в пикселях, так и в единицах длины (миллиметрах, сантиметрах, дюймах). Он задается при создании изображения и хранится вместе с файлом.

Цветовые модели описывают цветовые оттенки с помощью смешивания нескольких основных цветов. Любой цвет можно разложить на оттенки основных цветов и обозначить его набором цифр – цветовых координат.

Цветовая модель RGB ( Red (красный), Green (зеленый), Blue (синий)).

Для описания конкретного оттенка нужно в скобках описать количество (интенсивность) каждого из основных цветов: сначала красного, потом зеленого, потом синего. Например, (240, 160, 25) - оранжевый цвет.

Цветовая модель CMYK ( Cyan (голубой), Magenta (пурпурный), Yellow (желтый), Black (черный)).

Модель используют для получения полиграфического оттиска. Цветовая модель HSB

Модель HSB (H - Оттенок ( hue ), S - Насыщенность ( saturation ), B - Яркость ( brightness ))

И создания рисунков на компьютере используют растровые и векторные редакторы, которые отличаются способом кодирования (форматом) и представления графической информации.

Растровые графические редакторы

Редакторы, использующие точечное (пиксельное) представление картинки, по этой причине называют растровыми (битмэповыми, битовыми), а предназначены они для обработки цифровых фотографий или сканированных изображений.

Растровые изображения по существу представляют собой матрицу, или сетку, обычно прямоугольных цветных точек (пикселей) на экранах и мониторах отображающих устройств или на бумаге. Основными характеристиками таких являются размеры в пикселях, (битность изображения), цветовая модель/пространство (CMYK, RGB, YCbCr, XYZ и др.) и разрешение (количество точек изображения на единицу площади или длины).

Классическим примерами растрового редактора, конечно же, является непревзойденная (пока) программа Photoshop и "аксакал" от Microsoft - редактор Paint.

Векторные графические редакторы

Для создания сложных рисунков с точными, сложными и четкими границами используют главным образом векторный редактор, одним из основных инструментов которого являются кривые Безье, позволяющие рисовать кривые (ломаные, прямые и гладкие) по сегментам с точным размещением узловых (опорных) точек и контролем над формой каждого сегмента.

Кривую Безье можно представить как результат поступательной детализации формы многоугольника, выстраиваемого последовательным соединением определяющих форму контрольных точек. Кривая, направляясь от начальной точки многоугольника к ее конечной точке, притягивается, как магнитом, к промежуточным, определяющим форму опорным точкам, через которые сама не проходит.

Благодаря особым свойствам, простоте задания и возможности манипулировать, кривые Безье широко используются для моделирования гладких линий в компьютерной графике.

В арсенале инструментов, которым обладает каждый редактор векторной графики, обязательно присутствуют "Заливка", "Текст", "Карандаш" и базовый набор (т. н. примитивов), которые составляет основу большинства графических конструкций.

Заливка, как и в растровых редакторах, окрашивает ограниченные области заданным цветом (или градиентом).

Созданный соответствующим инструментом текст затем преобразуется в кривые, обеспечивающие независимость создаваемого изображения от шрифтов, которые имеются (или отсутствуют) на используемом для просмотра компьютере.

Карандаш позволяет вручную формировать линию с помощью большого числа узловых точек, которые затем убираются посредством специальной функции, упрощающей кривую.

Сильные и слабые стороны векторной графики

Изображения, которые позволяет создавать векторный редактор, обладают рядом существенных преимуществ перед растровыми картинками, главными из которых являются следующие:

  • увеличение или уменьшение векторных рисунков абсолютно не влияет на четкость границ и контуров;
  • файлы векторных изображений при прочих равных условиях весят меньше;
  • векторные изображения, не усложненные растровыми объектами, задействуют меньший объем чем аналогичные растровые картинки;
  • векторные изображения масштабируются и трансформируются без потери качества, поскольку строятся они посредством математических описаний объектов, линий и окружностей;
  • любой векторный редактор позволяет корректировать отдельные компоненты рисунка, не затрагивая остальные элементы изображения, таким образом объекты рисунка могут перекрываться, не мешая друг другу;
  • в некоторых случаях и при определенных условиях растровое изображение можно преобразовать в векторное.

Что касается недостатков векторного представления графической информации, то главный из них связан с "прямотой" основных компонентов векторных рисунков, а природа, как известно, избегает прямых линий. Поэтому векторный редактор "отказывается принимать заказы" на создание живописных, реалистичных картин.

растровых изображений

Основными достоинствами растровых редакторов являются простота и возможность создания фотореалистичных изображений, поскольку, благодаря матричному принципу построения картинки, каждому пикселю можно придать любой из миллионов оттенков цвета.

Главными недостатками растровой графики считаются ограниченность возможностей масштабирования и трансформации без потери качества, а также относительно большой вес файлов с их чрезмерной зависимостью от качества изображения.

Обзор и сравнение векторных редакторов

Сегодня дизайнеры, художники и рядовые пользователи не могут пожаловаться на недостаток программных ресурсов, позволяющих реализовать их творческие изыски и замыслы. Это касается и векторных редакторов, главными критериями достоинств которых для одних является функциональность, а для других - доступность (платные/бесплатные).

Среди бесплатных программ самыми ходовыми представляются Dia, OpenOffice.org Draw, sK1 (форк Skencil), Inkscape, Xara Xtreme for Linux, Skencil (бывший Sketch), Sodipodi, Expression Design, Pivot Stickfigure Animator и Alchemy.

Из них только на Linux работает редактор векторных изображений sK1 (форк Skencil), на Linux и OS X функционируют программы Xara Xtreme и Skencil, для Windows рассчитаны редакторы Expression Design и Pivot Stickfigure Animator, а все остальные - кроссплатформенные.

Самые популярные и функционально "крутые" программы, конечно же, платные. В этот список входят редакторы Adobe Flash, Adobe Illustrator, Adobe FreeHand (Windows, OS X), а также CorelDRAW и Xara Designer PRO (Windows).

Кто на свете всех милее

Если бы векторные редакторы спросили у зеркальца о том, "кто на свете всех милее", не исключено, что, ответив: "вы прекрасны, спору нет", зеркало добавило бы: "но векторный редактор Coreldraw всех милее…". Во всяком случае, добрая половина пользователей, включая профессионалов, согласились бы с этим.

Редактор Coreldraw входит в графический пакет, который с 10-й версии именуется Coreldraw Graphics Suite. Помимо Coreldraw, в этот пакет включен графический редактор Corel Photo-Paint (растровый), программа преобразования растровых изображений в векторную форму Corel Trace, аниматор Corel R. A. V. E и Corel Cupture для перевода изображения с экрана компьютера прямо в файл или в Windows.

Громкой славой редактор Coreldraw обязан не только своему потрясающему функционалу, но и огромной библиотеке готовых изображений, а также встроенной в программу мощной системе обучения и подсказок. Кроме того, редактор обладает средствами, не имеющими аналогов у "коллег".

Компьютерная графика — очень широкое понятие. Кому-то при упоминании этого термина на ум придут трехмерные шедевры от студий Pixar и Dreamworks, другие подумают про цифровую фотографию, третьи решат, что речь идет об оформлении компьютерных игр. Но также обязательно найдется немало и тех, кто свяжет это словосочетание с векторной графикой. Несмотря на необычайную популярность векторной графики, многие пользователи совершенно незнакомы с особенностью векторных рисунков. Что же кроется за словами «векторная графика» и почему она так востребована?

Обычный растровый рисунок представляет собой некоторый массив точек. Этот массив может визуализироваться с максимальной точностью или приблизительной. В первом случае информация о точечном рисунке передается без потерь, но занимает много памяти. Во втором случае графическое изображение может быть передано с условной точностью. Напрашивается прямая аналогия со звуком, который сжимается «без ощутимых потерь» в формат MP3. Для графики схожий формат — JPG. При умеренной и не очень высокой степени сжатия исходный массив точек вполне угадывается. Алгоритмы визуализации растровой графики могут различаться, но суть их одинакова — картинка имеет жесткую привязку к пиксельной матрице.

Для визуализации векторного изображения используется совершенно иной подход. Каждый векторный рисунок создается при помощи геометрических фигур и кривых. Использование математики при описании рисунка дает огромное преимущество: при масштабировании векторных элементов исходная картинка нисколько не теряет в качестве. Растровый же рисунок при изменении размеров ведет себя иначе — линии объектов на изображении при увеличении обрастают заметной «гребенкой». Эти артефакты присутствуют на изображении изначально, поскольку растровый рисунок априори не может содержать непрерывных элементов — линий, геометрических форм и так далее. Все это в растре выглядит как матрица пикселей, которая тем заметнее, чем сильнее увеличен растровый рисунок.

Не лишены недостатков и векторные форматы. Необходимость использования простых элементов для построения рисунка часто становится серьезным препятствием для интерпретации сложной картинки. Например, перевести обычный пейзажный снимок в векторный формат крайне затруднительно, поскольку объектов на нем много и их геометрия очень сложна.

В промышленной полиграфии векторные форматы одинаково хорошо выглядят при печати изображений любых размеров — больших и маленьких. Растровые же картинки при увеличении не только превращаются в мозаику, но и могут содержать артефакты компрессии. Кроме этого, векторные форматы удобно использовать в программировании, поскольку они легко описываются математическими выражениями.

Профессиональные дизайнеры используют для создания векторной графики инструменты, проверенные годами, например Adobe Illustrator и CorelDraw. Но любителю, которому нужно быстро создать логотип для печати на футболке или техническую иллюстрацию, незачем прибегать к столь громоздким и дорогостоящим приложениям. Можно обойтись бесплатными, а иногда — даже онлайновыми инструментами. С их помощью можно перевести растровое изображение в векторное, сделать набросок несложного дизайна, сгенерировать узор гильоша и так далее.

⇡ «Рисунки Google» — самый простой векторный редактор, который всегда под рукой

Самый известный, простой и доступный онлайновый векторный редактор — это «Рисунки» в сервисе «Google Диск» . Это веб-приложение входит в состав онлайнового офиса от Google и больше ориентировано на совместную работу и добавление графических элементов в офисные документы других типов, чем на создание векторной графики. Однако все же некоторые базовые средства для работы с ней тут имеются.

При помощи веб-приложения «Рисунки» можно создавать различные фигуры, стрелки, выноски, графические элементы формул, добавлять прямые линии, кривые, ломаные, стрелки и каракули. Также доступно добавление текстовых элементов, импорт растровых изображений. Векторные рисунки импортировать можно, но редактировать — нет (доступен только просмотр).

⇡ Autotracer — бесплатный конвертер растровых картинок в вектор

Когда речь идет о сложных векторных рисунках, иногда бывает проще не создавать их с нуля, а векторизовать растровое изображение, то есть преобразовать его в векторный формат. Этот процесс также называют трассировкой.

Соответствующие средства есть практически в любом векторном редакторе, но векторизация может быть еще более простой благодаря онлайновым инструментам. Можно найти не один веб-сервис, который предлагает подобные услуги. Например, очень удобен в работе бесплатный ресурс Autotracer . С его помощью можно преобразовать файлы PNG, BMP, JPEG и GIF в векторный формат и сохранить в формат SVG, EPS, PDF, DXF.

Сервис полностью бесплатен, но есть одно ограничение: размер исходного файла не должен превышать один мегабайт. Перед преобразованием можно задать некоторые настройки: определиться с числом цветов, которые будут оставлены на растровом изображении перед векторизацией, а также избавиться от зашумленности, указать, в каких случаях линии будут приняты за кривые. Сам процесс происходит очень быстро, поэтому, если качество конечного рисунка неподходящее, всегда можно поэкспериментировать с настройками и попробовать снова.

⇡ Vector Paint — векторный редактор в Chrome, который может работать и без браузера

Vector Paint — это веб-приложение для Google Chrome, созданное на HTML5, однако работать оно может и без браузера. Оно относится к новому поколению приложений, представленных в начале сентября нынешнего года. Запускать такие приложения можно прямо с рабочего стола — открытый браузер, равно как и доступ к Интернету, для их использования не нужны.

Vector Paint содержит достаточно большую коллекцию различных предустановленных форм, которые можно использовать в проектах: тут и часы, и тучки, и стрелочки, и животные, и нотки, и многое другое. Формы можно создавать и вручную, используя прямые и ломаные линии, инструмент для рисования произвольных форм, прямоугольник, эллипс. Для каждого элемента есть возможность выбрать цвет, толщину и тип обводки, а также цвет заливки, сделать его частично прозрачным, добавить один из множества эффектов (искажения, тени, текстуры, псевдо-3D и прочее). Предусмотрены и инструменты для управления элементами в проекте: их можно перемещать на передний план или переносить назад. Для более точной расстановки элементов имеются многочисленные средства для выравнивания, также можно включить отображение линейки.

По умолчанию работа ведется на одном слое, но при необходимости можно добавить возможность работы с несколькими слоями. Эта возможность реализована в виде дополнения. Для его установки не нужно ничего скачивать, достаточно просто выбрать плагин в одноименном меню. Работа со слоями включает возможности объединения выбранных слоев, скрытия некоторых из них, переноса выбранных элементов на отдельный слой.

В Vector Paint предусмотрены и другие дополнения, которые могут быть с легкостью добавлены в приложение. Это расширенные возможности для работы с текстом (дополнительные шрифты, настройки интервалов, отдельных элементов надписей), добавление маркеров, использование изображений для создания повторяющихся рисунков на формах. Из меню Plugins также включаются дополнительные параметры обводки и заливки.

Готовые проекты сохраняются в формате SVG, а также могут быть экспортированы в PNG и JPEG.

⇡ SVG-Edit — онлайновый векторный редактор

SVG-Edit — это векторный редактор, созданный на основе JavaScript, который может работать в любом браузере. Его можно использовать в виде онлайнового сервиса (в этом случае для доступа используется демоадрес), а также как веб-приложение (в этом случае нужно загрузить архив с файлами SVG-Edit, распаковать его и запустить файл приложения в любом браузере).

SVG-Edit полноценно работает с файлами SVG, давая возможность как сохранять проекты в этом формате, так и открывать такие файлы и вносить в них изменения. Кроме этого, файл SVG может быть импортирован в проект как отдельный элемент.

Для создания элементов векторной графики в SVG-Edit могут использоваться ломаные линии, прямоугольники, квадраты, эллипсы, круги, многоугольники, контуры, текст. Есть возможность выполнять заливку элементов цветом, а также использовать градиенты, в том числе и радиальные. Поддерживается работа со слоями, показ сетки и отображение элементов в виде каркаса. Есть средства для изменения расположения элементов (выше, ниже), для быстрого клонирования выделенных векторных форм, для их группировки. Многие команды доступны из контекстного меню (как в обычных редакторах для рабочего стола). Достаточно много внимания уделено инструментам для выравнивания на холсте: можно ровнять элементы по отношению к выделенным объектам, к самому большому или к самому маленькому объекту.

В программе большая библиотека готовых форм (та же самая, которая используется в Vector Paint), но, кроме этого, реализован доступ к огромной бесплатной библиотеке элементов векторной графики IAN Image Library. Для работы с ней потребуется регистрация, но затем можно прямо из редактора просматривать коллекции образцов векторной графики и сразу же добавлять их в текущий или в новый проект.

⇡ Chittram — простой онлайновый редактор

Chittram — это еще один векторный редактор, который может работать как веб-приложение. В отличие от SVG-Edit, он реализован как полноценный онлайновый сервис с возможностью сохранения проектов на сервере. Для просмотра и редактирования созданных ранее проектов используется учетная запись Google.

Возможности Chittram скромнее, чем у SVG-Edit, зато этот редактор наверняка покажется более дружелюбным для начинающих пользователей. В приложении есть возможность использовать растровое изображение как подложку, но выбрать картинку с жесткого диска нельзя — только указать ссылку на файл. Импорта локальных векторных изображений тоже нет, зато можно добавлять в проект файлы из галереи пользователей веб-сервиса и редактировать их. На сайте реализован поиск в галерее по ключевым словам, а также по меткам.

Для создания собственных проектов можно использовать стандартный набор инструментов: прямые линии, кривые, кривые Безье, многоугольники, круги, овалы, прямоугольники и квадраты. Доступно также создание текста. Для каждого элемента есть возможность задать размер обводки, цвет заливки, цвет и направление градиента, процент прозрачности. Для более точного рисования можно использовать сетку, для которой настраивается величина клетки. Также можно управлять размером холста и его ориентацией.

Если в проекте используется несколько форм, удобно отобразить панель, на которой представлен список всех элементов. Она служит для переименования и быстрого выделения объектов. Такая же панель используется для работы со слоями.

⇡ Inkscape — полноценная альтернатива коммерческим пакетам

Векторный редактор Inkscape имеет массу достоинств. Во-первых, он кроссплатформенный (может запускаться в среде Windows, Linux, Mac). Во-вторых, он поддерживает большое число популярных векторных форматов, в числе которых SVG, SVGZ, EMF, DXF, EPS, PostScript, WMF и другие.

В редакторе есть и стандартные для любого векторного редактора средства для создания графики: формы, кривые, текст, заливка, полноценная поддержка слоев. Inkscape дает возможность выполнять различные действия с контурами, делать обводку, а также применять булевы операции (объединять, пересекать элементы, исключать один из другого и так далее). В распоряжении пользователя большая библиотека фильтров и специальный редактор, при помощи которого можно создавать собственные эффекты. В программе реализована поддержка графических планшетов, благодаря чему в ней можно вручную рисовать, управляя наклоном и силой нажатия пера.

Стоит обратить внимание на встроенные средства для векторизации растровых изображений. Чтобы при трассировке фотографий учитывались важные объекты на переднем плане, задействуется алгоритм SIOX (Simple Interactive Object Extraction), помогающий определить такие объекты автоматически.

⇡ ZebraTRACE — бесплатное создание гильошей

Любые денежные банкноты, а также документы государственной важности (дипломы, грамоты, удостоверения и так далее) легко узнать с первого взгляда. Эту «узнаваемость» дизайну документа придают тонкие повторяющиеся узоры, которые проходят по всему основному рисунку. Такие линии называются гильошем.

Гильоши можно рисовать вручную в векторном редакторе, однако без специальных дополнений и навыков создания подобных узоров, этот процесс может затянуться. Бесплатная утилита ZebraTRACE помогает в решении таких задач.

Эта программа трассирует изображения и совмещает их с узором гильоша. ZebraTRACE использует параметрическую генерацию гильоша. Каждый тип узора, который можно создать с помощью приложения, определяется математической формулой. Так что при наличии желания и свободного времени для экспериментов пользователь может получить уникальные рисунки.

Создавать новые гильоши очень просто. Попробуйте внести незначительные изменения в формулу генерации узора, например поменяв значение коэффициента с 2 на 3, и рисунок изменится. Для тех, кто не желает заниматься творчеством с ZebraTRACE, в программу включено полтора десятка предварительных настроек с формулами, позволяющих получить наиболее распространенные гильоши.

⇡ Заключение

Бесплатные инструменты для работы с векторной графикой встречаются не так часто, как того хотелось бы, тем не менее они есть. Радует и то, что с развитием стандарта HTML5 и прочих веб-технологий стало возможным использование браузера в качестве редактора векторной графики — раньше о таком можно было только мечтать. Для несложных проектов подобные инструменты экономят массу времени, а если взять на вооружение Inkscape, вообще можно отказаться от приобретения векторного редактора для нужд дизайна.

Программа векторной графики представляет собой программный продукт, работающий в соответствующей области компьютерных знаний. Как известно, есть два вида графики - растровая и векторная. Последняя знаменита тем, что не теряет памяти при масштабировании. Это объясняется тем, что она работает не с точками, а с векторами - уравнениями координат. Программы растровой и векторной графики работают с разными типами изображений и результат также получается разный.

Современная компьютерная графика

Такая технология во многих областях становится предпочтительней растровой. Высочайшее качество любого размера, какой только захочется - это же мечта. Работа с векторной графикой, конечно, требует большей детализации, если нужно изображение большого формата. Но зато результат потрясает.

Впрочем, конечный файл (иллюстрация, а не исходник в программе) все равно получается растровым, так как читать векторные девайсы еще не научились, только через приложения, в которых они, собственно, и создаются.

CorelDraw - один из самых известных представителей векторной графики

Программа векторной графики CorelDraw - очень яркий пример для наглядности. В ней есть достаточное количество инструментов для любого размера без потери качества. Ее часто противопоставляют программе Photoshop - знаменитому представителю

Программа векторной графики CorelDraw используется преимущественно для создания логотипов, эмблем, с ее помощью реализуются идеи товарных знаков, она же - бессменный коллега книжной и журнальной верстки.

Основными достоинствами этой программы считается возможность изменять размер и форму изображения.

Adobe Illustrator

Adobe Illustrator - это программа векторной графики, используемая в основном художниками - профессионалами и любителями. В отличие от CorelDraw, в которой обычно создаются всякие лого, нуждающиеся в масштабировании, в Illustrator рисуют полномасштабные детализированные картины. В нем работают многие специалисты по компьютерной графике, ведь этот продукт от компании Adobe предоставляет многие возможностей для воплощения идей как в сфере дизайна (в том числе и веб), так и видеомонтажа и многого другого.

Трехмерные спецэффекты и спецэффекты в режиме реального времени, большое количество инструментов для рисования - все это делает Adobe Illustrator мощнейшей программой векторной графики. Не зря вот уже столько времени он не теряет своей популярности, а только приобретает ее - в силу актуальности.

Бесплатные аналоги

Две предыдущие рассматриваемые программы только подтверждают правило, что за качество нужно платить. И Corel, и Illustrator официально стоят немало денег. Конечно, бесплатно на просторах интернета не так уж и сложно найти пиратские версии, репаки и портативные варианты, но не лицензионный оригинал.

А значит, самое время вспомнить о том, что самые распространенные - не значит единственные.

Inkscape

Inkscape - полноценное профессиональное средство для работы с векторной графикой. Доступна не только программа, но и ее исходный код - все это признаки Linux-программ, Windows-версии которых в последнее время завоевывают рынок. Они отличаются высоким качеством и удобством в использовании.

Inkscape полностью оправдывает ожидания мастеров дизайна, предлагая им выбор из различных инструментов для рисования, мощнейший трейсинг, отменную работу с цветами. Кроме всего прочего, программа поддерживает самые распространенные

Когда говорят о бесплатных аналогах продуктов работы с вектором, Inkscape вспоминают в первую очередь. И не зря. Его смело можно ставить в один ряд Illustrator, а по стоимости и нагрузке на систему он даже его обойдет на пару пунктов.

Creature House Expression

Это программное средство также не для дилетантов. Им с удовольствием пользуются профессионалы для своей работы.

Creature House Expression делится в своей истории на два периода.

Впервые он заявил о себе как инновационный программный продукт. Дело в том, что один из недостатков векторной графики - это сложность получения "живого" изображения. Растр (в котором, к примеру, редактируются фотографии) справляется с этим гораздо лучше. Именно Creature House Expression попытался (и весьма успешно, надо сказать) исправить это. Набор кистей в этом продукте оказался настолько потрясающим, что в итоге вышло, что вектором можно было рисовать так, как будто это совсем не векторная графика. Изображения получались очень реалистичными.

В 2003 Microsoft купил компанию, выпускающую Expression, стандартизировал его, дал свое имя. Но и оригинальную и, что немаловажно, бесплатную версию этого программного средства все еще можно скачать с официального сайта его нынешнего производителя-владельца.

Microsoft Expression Design

Microsoft Expression Design - это и есть новое название рассматриваемого в предыдущем пункте программного продукта. И да, эта версия также целиком и полностью бесплатна. Правда, только для студентов, и для того чтобы ее получить, необходимо отправить специальный запрос с подтверждением этого статуса. Ответ на него приходит довольно быстро.

Microsoft Expression Design отошел от своих истоков и, как уже говорилось, теперь больше подходит под "стандарты" векторного Но в нем все еще много функций, а весь инструментарий полностью удовлетворяет среднестатистического иллюстратора или веб-дизайнера.

Aviary Raven

Отсутствие необходимости не только в оплате, но и в установке отличает эту программу. Да, все верно, Aviary Raven работает в онлайн-режиме. И это бы понизило ее статус в глазах многих, если бы не одно но - она далеко не примитивна.

Предварительная регистрация позволяет сохранять свои шедевры на своем аккаунте и затем экспортировать их. А для создания этих шедевров Aviary Raven предоставляет множество функций, инструментов и опций. Да, это не полноценный но очень к нему близок. По крайней мере, если по каким-то причинам устанавливать программу нет времени/возможностей, Aviary Raven быстро придет на помощь. А аккаунт позволит получить доступ к своим работам с любого ПК, как бы далеко от своего рабочего места не был пользователь!

Трехмерная векторная графика

Двумерная графика - графика, грубо говоря, "плоская", она работает (как видно из названия) только с двумя измерениями. За ней следует трехмерная графика, при помощи которой создаются объемные объекты.

Если про двухмерную графику говорят, что ее рисуют, то объекты трехмерной - моделируются. Такое изображение на плоскости включает в себя построение геометрической модели проекции на нее.

3D-графика работает как с растровыми, так и с векторными иллюстрациями.

Corel MotionStudio 3D

Corel MotionStudio 3D - простейшая программа трехмерной графики. Она, тем не менее, наглядно демонстрируют возможности этого вида. Прежде всего, как уже было указано в предыдущем пункте, в нее можно импортировать файлы как растровых изображений, так и векторных, а также создавать в ней что-то свое, с нуля. У Corel MotionStudio 3D в наличии множество различных эффектов и пресетов, однако многие считают ее несерьезной. В то же время, если требуется сделать анимированную картинку быстро, не разбираясь в лишних тонкостях и нюансах, она - то, что необходимо.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Методы описания графических данных В повседневной жизни мы привыкли иметь дело с разными видами графической информации: рисунками, схемами, диаграммами, графиками, фотографиями, иллюстрациями, трехмерными изображениями и т.п. И в этой области компьютер произвел революционные преобразования. Теперь с легкостью можно нарисовать картинку, отретушировать фотографию, создать чертеж различного уровня сложности, даже если в школе вас не удовлетворяли оценки по черчению и рисованию. Любая графическая информация должна быть каким-то образом создана на компьютере или в него введена. Любое компьютерное изображения является цифровым, то есть визуальная информация преобразовывается в цифровую форму, которую может использовать компьютер.

3 слайд

Описание слайда:

Все компьютерные изображения разделяют на два типа: растровые и векторные. Растровое изображение представляется в виде сетки, или растра, ячейки которой называются пикселами. Каждый пиксель (ячейка сетки) имеет определенное положение и цвет (цветовое значение).

4 слайд

Описание слайда:

Любой растровый графический объект воспринимается программой как набор окрашенных пикселов. Поэтому при обработке растровых изображений редактируются не конкретные объекты (целиком), а составляющие их группы пикселов. Растровые картинки очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). Увеличивая изображение, можно невооруженным глазом увидеть пиксели.

5 слайд

Описание слайда:

Векторные изображения формируются из математических линий (прямых и кривых), называемых векторами. В этом случае внешний вид изображения определяется геометрическими характеристиками векторов. Можно сказать, что векторные изображения кодируются математическими формулами. Нарисовав круг, вы имеете возможность произвольно перемещать его (отдельно от фона или других элементов рисунка), изменять цвет и размеры, причем качество изображения будет оставаться неизменным. Векторные изображения не зависят от разрешения, поскольку они не определяются с помощью фиксированного количества пикселов и на любом оборудовании воспроизводятся с максимально возможным качеством. Системы компьютерного черчения, автоматизированного проектирования, программы трехмерной графики обрабатывают векторные изображения.

6 слайд

7 слайд

Описание слайда:

Следует заметить, что экран компьютера представляет собой растровую сетку, поэтому как растровые, так и векторные изображения воспроизводятся на нем с помощью пикселов. Для отображения на экране векторные программы представляют все объекты в виде наборов пикселов. Невозможно однозначно сказать, какой способ представления графической информации (растровый или векторный) лучше, а какой хуже. Преимущества в каждом конкретном случае определяются многими параметрами: допустимым объемом файла, областью использования изображения, средствами вывода картинки.

8 слайд

Описание слайда:

Растровые и векторные графические редакторы: различия и преимущества Растровые графические редакторы являются наилучшим средством представления тоновых оригиналов, например, таких, как фотографии, поскольку растровые изображения обеспечивают довольно высокую точность передачи градаций цветов и полутонов. Однако для представления растровых изображений всегда используется фиксированное число пикселов, значит, качество зависит от разрешающей способности оборудования. Цветовые характеристики растровых изображений приводят к огромным размерам графических файлов и искажению при масштабировании. Это означает, что обработка такого изображения, например, изменение его размера или печать с более высоким разрешением, может привести к потере мелких деталей, зернистости и неровным границам объектов. Среди растровых графических редакторов есть довольно простые в применении, такие, как Paint, EAKids, работа с которыми не требует особенной подготовки, и более сложные, мощные профессиональные программы, например, Adobe Photoshop, CorelPhoto-Paint. Растровые изображения создают и сканирующие программы.

9 слайд

Описание слайда:

Растровые и векторные графические редакторы: различия и преимущества Векторные графические редакторы являются оптимальным средством для создания шрифтовых (особенно с использованием мелких кеглей) и высокоточных графических объектов, для которых имеет значение сохранение четких, ясных контуров независимо от размера изображения. Векторные изображения могут отображаться и печататься с любым разрешением, доступным для выводного устройства. Качество таких изображений постоянно при любом увеличении. С векторной графикой вы сталкиваетесь, когда создаете рисунки средствами встроенного графического редактора текстового процессора Word. Среди профессиональных векторных программ наиболее распространены CorelDRAW и Adobe Illustrator.

10 слайд

Описание слайда:

Основные инструменты в графических редакторах Независимо от того, взялся ли за создание нового шедевра именитый художник или свой первый рисунок оставляет на обоях шаловливый малыш, прежде чем начать работу, каждый из них выбирает инструмент. Это могут быть фломастеры, кисть с красками, карандаши, пастель и многое другое. Графические редакторы также предоставляют право выбора инструментов для создания и редактирования графических изображений, объединяя их в панели инструментов. На рисунке представлены панели инструментов двух растровых графических редакторов (Paint и Adobe PhotoShop) и двух векторных (CorelDRAW и панель графических элементов редактора MS Word). Удивительно, но все редакторы имеют много общего, несмотря на различия уровня, типа и назначения.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Основные операции в графических редакторах Среди операций, выполнимых в графических редакторах, выделяют как операции общие и для других программ, например, файловые (Создать, Открыть, Сохранить, Закрыть), операции редактирована (Выделить, Копировать, Вырезать, Вставить, Переместить, Удалить), и операции, связанные непосредственно с созданием и форматирование изображений (Повернуть, Наклонить, Группировать, Поместить за и т.п.). Рассмотрим некоторые из них на примере графического редактор Paint.

13 слайд

Описание слайда:

Операция Способ выполнения Создать файл Выполните команду [Файл-Создать]. Открыть файл Выполните команду[Файл-Открыть]и выберите папку и название нужного файла Сохранить файл Выполните команду[Файл-Сохранить],выбери­те папку для размещения файла и введите имя. Переместить объект Выделите объект и, удерживая нажатой левую клавишу мыши, перетащите его Получить копию объекта или несколько копий Выделите объект; ♦ выполните команду[Правка-Копировать],в этом случае он будет помещен в буфер 1 обмена; ♦ выполните команду[Правка-Вставить],в 1 этом случае в левый верхний угол рабочей области будет вставлена копия объекта, которую можно переместить. Или Выделите объект и переместите его, удерживая нажатой клавишу{Ctrl}.В этом случае буфер обмена останется нетронутым

14 слайд

Описание слайда:

Изменить размеры рисунка Выберите команду Атрибуты в менюРисуноки установите нужные параметры. Выполнить настройку окна Чтобы убрать с экрана (или добавить) набор инструментов, палитру или строку состояния, выберитеНабор инструментов, ПалитраилиСтрока состоянияв менюВид. Выбрать инструмент Выберите инструмент щелчком мыши, затем выведите указатель в рабочую область, после чего: ♦ установите курсор в определенную точку рабочей области (для ввода текста, одиночных мазков кисти, заливки замкнутых областей, изменения масштаба), Или ♦ установите курсор в точку начала работы и переместите с нажатой левой клавишей до окончания процесса (для рисования линий, фигур, стирания ластиком, выделения элементов рисунка). Во многих случаях после выбора инструмента в нижней части панели инструментовPaintпоявляются дополнительные опции настройки свойств выбранного инструмента.

15 слайд

Описание слайда:

Повернуть объект Выделите объект и выберите командуОтразить/повернутьв менюРисунок Растянуть или наклонить объект ВыберитеРастянуть/наклонитьв менюРисунок Удалить объект Выберите инструмент Ластик и протащите указатель по удаляемой области. Или Выделите объект и воспользуйтесь клавишей{Delete}. Отменить последние изменения(дотрех) Выполните команду[Правка-Отменить].

16 слайд

Описание слайда:

Различные форматы графических файлов Форматы файлов определяют тип информации, сохраняемой в файле, совместимость этого файла с другими приложениями и возможность об« мена данными. При сохранении графического изображения предоставляется возможность выбрать исходный формат данного программного приложения или подобрать формат для сохранения файла, доступный разнообразным программам. Некоторые программы обработки изображений, сохраняя файлы в оригинальном формате, позволяют распознавать его только самой создающей программой. Удобство заключается в том, что оригинальный формат файла позволяет сохранять сложные типы данных, иметь меньший размер файла. Если вы собираетесь воспроизводить изображение непосредственно из данного приложения, несомненно, стоит выбрать оригинальный формат. Если же предстоит передавать данные в другое приложение, другую среду или иному пользователю, стоит подобрать формат, удобный для последующего применения.

17 слайд

Описание слайда:

Рассмотрим некоторые форматы графических файлов. Tagged Image File Format (MJ) поддерживается всеми основными графическими редакторами и компьютерными платформами. Используется для обмена документами между различными программами. Имеет оптимальный размер файла. Рекомендуется для печати. Paintbrush (.PCX) поддерживается программами для MS-DOS, Windows, UNIX. Позволяет хранить изображение в 24-битовых цветах. Рекомендуется для сохранения и обмена данными между приложениями Windows. Graphics Interchange Format (.GIF) формат файлов точечных рисунков поддерживается приложениями для операционных систем MS-DOS, Macintosh. UNIX, Amiga и проч. Поддерживает 256 цветов. Позволяет сохранять несколько рисунков в одном файле. Рекомендуется для обмена графическими данными. Точечные рисунки Windows (.BMP) используется в операционных системах Microsoft Windows и Windows NT на компьютерах с процессорами, совместимыми с процессорами Intel. Этот формат поддерживается многими приложениями и совместим с большинством приложений в области презентаций и видео под Windows. Может содержать изображение, закодированное в 1, 4, 8, 16, 24 и 32-х цветовых плоскостях. Размер рисунка не ограничен. Рекомендуется для обмена данными и сохранения данных в виде точечных рисунков.

18 слайд

Описание слайда:

Формат JPEG (.JPG) формат файлов точечных рисунков поддерживается приложениями для всех операционных систем. Позволяет хранить изображение в 24-битовых цветах. Рекомендуется как формат сохранения и обмена данными для файлов, сжатых с помощью метода JPEG. Формат Encapsulated PostScript (.EPS) формат векторных изображений поддерживается программами для MS-DOS, Windows, Macintosh, UNIX и других операционных систем. Рекомендуется для печати, создания иллюстраций в настольных издательских системах, а также для обмена данными, сохраненными в точечных и векторных форматах. Формат Kodak Photo CD (.PCD) формат файлов точечных рисунков поддерживается приложениями для всех операционных систем. Позволяет хранить изображение в 24-битовых цветах. Рекомендуется для сохранения фотографических изображений на компакт-дисках.

19 слайд

Описание слайда: