15ас 404 технические характеристики

В этой статье вниманию радиолюбителей предлагается описание модернизации широко распространённого громкоговорителя , позволяющей существенно улучшить его звучание. Рассматриваются два варианта доработки громкоговорителя: переделка его в трёхполосную систему фазоинверсного типа и сохранение двухполосного варианта, но с переделкой закрытого ящика в фазоинвертор.

Модернизация в обоих вариантах, прежде всего, касается замены используемой в громкоговорителе 15 АС-404 высокочастотной головки широкополосной головкой 3 ГД-42. В трёхполосном громкоговорителе она выполняет функции среднечастотной, а в двухполосном - средне-высокочастотной. Необходимость указанной замены вызвана недостаточной чувствительностью головки З ГД-31 и связанной с ней невозможностью реализации номинальной мощности установленной в 15 АС-404 низкочастотной головки . Номинальная мощность головки 3 ГД-42 такая же, как и у 3 ГД-31, однако благодаря более высокой чувствительности её можно использовать с головкой 25 ГД-26, не опасаясь перегрузки. АЧХ головки 3 ГД-42 на средних частотах более равномерна, чем у 25 ГД-26, поэтому, понизив частоту разделения фильтра громкоговорителя до 800-900 Гц и сдемпфировав основной резонанс головки 3 ГД-42 установкой её в закрытый, заполненный звукопоглощающим материалом бокс, удаётся улучшить равномерность АЧХ громкоговорителя на средних частотах.

Для трёхполосного варианта громкоговорителя необходимо также приобрести высокочастотную головку 3 ГД-2 . Принципиальная схема включения головок и элементов разделительных фильтров показана для этого варианта на рис. 1. Поскольку объем громкоговорителя весьма мал (всего 12 л), важно не занимать много места элементами фильтров. С этой целью среднечастотная головка 3 ГД-42 подключена к низкочастотной 25 ГД-26 не через делитель из двух резисторов, а через добавочный резистор R2. Это позволило несколько уменьшить ёмкость разделительного конденсатора C2 и сократить число элементов фильтра. Дроссель L1 препятствует прохождению средне- и высокочастотных составляющих на низкочастотную головку. Цепь R1C1 уменьшает зависимость входного сопротивления головки от частоты и таким образом, повышает эффективность заграждающего действия дросселя.

В разделительном фильтре рекомендуется использовать проволочные остеклованные резисторы с мощностью рассеивания не менее 5 Вт и малогабаритные конденсаторы К76П-1 па номинальное напряжение 63 В. При отсутствии таких конденсаторов можно установить обычные бумажные на напряжение 160 В.

Поскольку индуктивность дросселя L1 относительно велика (2,8 мГн), для уменьшения его габаритов и, что более важно, активного сопротивления, рекомендуется намотать его на Ш-образном магнитопроводе сечением 3-4 см 2 . Пластины следует собрать встык с зазором около 1,5 мм, а для обмотки взять провод диаметром не менее 0,8 мм. При использовании магнитопровода из пластин Ш14 сечением 3 см 2 обмотка дросселя должна содержать 100 витков провода ПЭЛ 1,0. В этом случае его активное сопротивление будет равно 0,26 Ом. Дроссель L2 можно изготовить из имеющейся в фильтре громкоговорителя 15 AC-404 катушки, отмотав от её обмотки 95 витков.

Разбирать громкоговоритель следует после изготовления фильтра. Вначале нужно снять заднюю стенку, затем удалить вату, освободить головки и снять переднюю панель и пластмассовую раму. При изготовлении трёхполосного громкоговорителя необходимо изготовить новую переднюю панель (рис. 2). Её выпиливают из фанеры толщиной 12 мм. Низкочастотную головку, как и прежде, крепят изнутри, а чтобы диффузородержатель не упирался в приклеенную к нижней стенке корпуса деревянную рейку и пластмассовую раму, их необходимо подрезать.

Среднечастотную головку 3 ГД-42 устанавливают с наружной стороны панели. Её диффузородержатель должен быть заподлицо с наружной поверхностью передней панели. Для этого под него нужно вырезать углубление (выборку) на 5 мм. Под высокочастотную головку 3 ГД-2 также следует сделать углубление, но с внутренней стороны панели, с тем, чтобы излучающий рупор головки располагался заподлицо с наружной поверхностью панели. Высокочастотную головку размешают на передней панели между отверстиями под туннели фазоинвертора. Применение не одного, а двух туннелей позволило при сохранении необходимой площади сечения и частоты настройки фазоинвертора значительно уменьшить длину туннелей, что весьма важно для малогабаритных громкоговорителей. Внешний диаметр туннелей фазоинвертора — 32, внутренний — 28, длина — I20 мм.

Декоративную ткань напротив туннелей следует аккуратно удалить, а для обрамления торцов труб изготовить из пластмассы или другого подходящего материала декоративные втулки (рис. 3). После сборки громкоговорителя их плотно вставляют в туннели 4 с наружной стороны. Головку 3 ГД-42 необходимо закрыть изнутри герметичным боксом с внешними размерами 180x100x65 мм, заполненным ватой. Его изготавливают из фанеры или оргалита толщиной 4 мм. Выводы от звуковой катушки головки пропускают через отверстие в одной из стенок бокса, которое затем, как и все стыки бокса, герметизируют пластилином. Закрепляют заглушающий бокс также с помощью пластилина, тщательно промазав им все стыки его стенок с передней панелью.

Весьма важно обеспечить герметичность и всего корпуса громкоговорителя. С этой целью при установке головок под их диффузородержатели необходимо подложить поролоновые прокладки. Такие же прокладки рекомендуется использовать и при соединении друг с другом стенок корпуса.

Фазоинвертор, в отличие от закрытого ящика, требует равномерного распределения звукопоглощающего материала на стенках корпуса. Проще всего эго сделать, закрепив на них изготовленные из ваты и марли маты толщиной 20-30 мм. Не следует размещать маты вблизи торцов фазоинверторных труб: здесь, как и в средней части корпуса, должен остаться свободный объем воздуха.

В двухполосном варианте громкоговорителя можно использовать старую переднюю панель, нужно только под отверстием для низкочастотной головки выпилить два отверстия под туннели фазоинвертора и увеличить диаметр отверстия для головки 3 ГД-31 с тем, чтобы в нем с внутренней стороны передней панели можно было установить головку 3 ГД-42. Размеры туннелей фазоинвертора такие же, как в трёхполосном варианте. Разделительный фильтр, естественно. Упрощается: из него исключаются дроссель L2 и конденсатор СЗ. При сборке громкоговорителя могут возникнуть трудности с закреплением на передней панели декоративной ткани. Эта работа значительно облегчается при использовании автоматического сшивателя для бумаг, металлические скрепки-скобы которого легко входят в торец фанеры и прочно закрепляют ткань.

Чтобы убедиться в эффективности предложенной модернизации, вначале рекомендуется переделать один громкоговоритель и провести его сравнительные испытания с заводским образцом в монофоническом режиме. Выигрыш в звучании, полученный в этом режиме, в стереофоническом варианте ещё более усилится.

Авторами статьи при сравнительных испытаниях были сняты характеристики заводского (рис 4) и модернизированного громкоговорителей 15 АС-404 (рис. 5). Кривая а на рис. 4 — АЧХ заводского громкоговорителя 15 АС-404 по звуковому давлению, кривая б — частотная характеристика модуля его полного сопротивления. Сплошная кривая а на рис. 5 — АЧХ трехполосного варианта громкоговорителя с фазоинвертором. Штриховая кривая слева характеризует снижение эффективности воспроизведения низких звуковых частот при отсутствии фазоинвертора, справа — то же, в области высоких частот двухполосного громкоговорителя. Кривая б — частотная характеристика модуля полного сопротивления трёхполосного громкоговорителя.

Сравнение характеристик показывает, что в результате модернизации нижняя граница диапазона воспроизводимых частот сместилась с 80 до 63 Гц, а неравномерность АЧХ уменьшилась с 15 до 11 дБ. Особенно снизились её перепады на средних частотах.

Увеличение модуля полного сопротивления на средних звуковых частотах (рис. 5, кривая б) вызвано применением в разделительном фильтре добавочного резистора R2, о назначении которого говорилось в начале статьи

Так случилось, что пришлось мне сидеть на простеньких колоночках, основная задача которых, выдавать хоть какой-то звук. Хотелось большего, но поглядывая на цены в магазине при нынешнем курсе, покупка более-менее вменяемой акустики откладывалась на потом. И тут я узнал что мой товарищ использует в качестве компьютерных колонок Вега 15АС-109. Я тут же вспомнил, что у отца лежат где-то в чемодане советские колонки, которые не доставались уже лет 10, а то и больше.

Это оказалась Вега 15АС-404, 1982 года выпуска.

Внешне они выглядели довольно неплохо, за исключением двух моментов:
1) В свое время в задних стенках были проделаны отверстия, и прикручены крючки чтобы их можно было повесить на стену.

2) На ткани закрывающей лицевую часть было несколько дырок, возможно моль решила попробовать их на вкус, а может их задели при очередной транспортировке.

Но больше меня интересовало что же там внутри. Больше всего я боятся что за столько лет там могло все отсыреть и сгнить.

Но внутри все оказалось в нормальном состоянии. Там меня встретил вот такой сверток ваты в верхней части и высохшие и превратившиеся в труху поролоновые прокладки. В остальном все было в норме, все провода на своих местах.
Странным мне показалось крепление ВЧ динамиков. Позже я узнал что на моделях 1979 г. их прикручивали на все 4 болта, вот на моделях более позднего выпуска делали вот так:


Как видно динамик выскочил и немного съехал вверх.
В общем, на этом осмотр был закончен. Дальше пошли поиски в интернете, о том что это за колонки, какие у них характеристики и что с ними можно сделать. В процессе поиска выяснил для себя, что в вопросе использования советской акустики людей можно условно разделить на 4 группы: «Вся советская акустика УГ», «Нужно фильтра выкинуть, провода выкинуть, динамики выкинуть и вообще все выкинуть», «Советские инженеры тоже не дураки были, нечего туда лезть» и собственно новички вроде меня которые просто пришли поинтересоваться, а что это такое и своего мнения еще не сформировали. Так же в процессе поиска часто натыкался на то что многие новички сразу пытаются подключить эти или подобные колонки к компьютеру, без усилителя.
То что нужен усилитель я понимал с самого начала, и собственно занялся его поиском.
Посмотрев на технические характеристики :
2-х полосная АС закрытого типа
Диапазон частот: 63 – 20000 Гц
Неравномерность в диапазоне 63 – 20000 Гц: 15 дБ
Чувствительность: 87 дБ
Среднее звуковое давление в диапазоне 63 – 18000 Гц: 0,15 Па
Сопротивление: 4 Ом
Номинальная мощность: 15 Вт
Паспортная мощность: 25 Вт
Размер (ВхШхГ): 40х25х19 см
Вес: 8 кг

И немного почитав, о том как соотносится номинальная мощность с современными видами мощностей акустических систем, прикинул что нужен усилитель выдающий где-то по 20 Вт RMS на канал, при 4 Ом, что должно соответствовать номинальной советской мощности где-то в 16 Вт.
С счастью подобные усилители на китайском рынке стоят 500-700р вместе с доставкой, плюс 200р блок питания. Которые были тут же заказаны и пришли примерно через месяц.



За то время пока шли посылки, я занялся покупкой проводов, поиском ткани, прочей мелочевки. Время собрать все это во едино у меня выдалось как раз к приходу посылок.
Отверстия в задних стенках решено было заклеить эпоксидной смолой размешанной с деревянными опилками.

В передней стенке были просверлены 4 отверстия, сделана фаска. Динамик посажен на болты. На все гайки позже была нанесена капля термоклея чтобы они не раскрутились случайно от вибрации.

Вместо старой ткани была нанесена новая брючная ткань купленная в местном магазине с говорящим названием «Ткани». Клеилось все с помощью ПВА, 90р за ведерко 900г., плюс кисточка за 12р. Сначала приклеивался только верхний край, а только через сутки, после того как он высох ткань натягивалась, обрезалось лишнее и приклеивались остальные 3 края. Дело в том что брючная ткань хорошо тянется вдоль, и почти не тянется поперек. Колонки раскладывались на ровном столе, передней частью вниз. Так же была надета пластиковая рамка и нижняя часть дополнительно придавлена гантелькой чтобы ничего не съехало.

Пока все это сохло были удалены старые поролоновые прокладки превратившиеся в труху и с помощью того же ПВА приклеены новые поролоновые ленточки (32р. за 10м), которые обычно используются для утепления окон и продаются в строительных магазинах. Бывают и самоклеящиеся ленты, но таких я не нашел.
Старые провода, которые к слову имеют коннекторы «точка-тире»,


были аккуратно отпаяны от фильтра и заменены на новые.
Было решено сделать на задних стенках прижимные контакты на современный лад. Поэтому было проделано по паре небольших отверстий, через которые просунуты, а затем припаяны провода к клеймам прижимных контактов. На них были надеты термоусадки, а после того как пластиковый корпус был прикручен к задней стенке, изнутри отверстия были залиты термоклеем, дабы не пропускать воздух.

Внутри красной термоусадки закрывающей короткий провод от фильтра до задней стенке, находится самодельный экран в виде пищевой фольги. Не спрашивайте почему, но после одного случая я стал фанатом экранирования всех проводов и в первую очередь акустических. Хуже от этого явно не будет, зато минимизировать возможные электромагнитные наводки позволит.
Дальше пошла сборка. Вата была помещена на место. Я знаю что многие предпочитают обклеивать ватой внутреннюю поверхность колонок, но я решил попробовать оставить как было изначально.

Осталось закрепить усилитель на одной из колонок и подцепить провода (пока не экранированные).



Первый тест... Звук есть! Да какой звук!
Ну что ж можно ставить к компьютеру, на их новое постоянное «место обитания». По соседству с монитором в 27" они кажутся совсем небольшими.

Колонки были установлены на тонкий упаковочный пенополиуретан, вырезанный прямоугольниками по размеру нижней части колонок, дабы немного гасить вибрацию на стол.

Провода от усилителя к колонкам были заменены на экранированные. Точнее провода остались те же, но были заэкранированны тем же способом что и описанные ранее внутри колонок. Экранированный от компьютера к колонкам еще не пришел.

Вау-эффект, по всей видимости был усилен тем, что я продолжительное время сидел на откровенно никакущих колонках. Тем не менее он не покидал еще несколько дней, пока хотелось переслушать как звучит на них то одно, то другое.
По поводу звука долго распинаться не буду, поскольку это вещь плохо передаваемая на словах, к тому же для каждого сугубо индивидуальная. Как говорится: на вкус и цвет фломастеры разные. Мне лично звучание очень понравилось, я понял о каком таком «мягком басе» не раз упоминалось на форумах по отношению к этим АС. В целом данная акустическая система оставляет очень приятное впечатление. Понятное дело, это никакой не Hi-Fi, но целью и не ставилось его получить.
Главную мысль которую, я хочу донести этой заметкой можно сформулировать так: можно получить вполне неплохие компьютерные колонки из того что у вас и так возможно есть, путем минимальных вложений средств (в моем случае около 1000р)и времени (2 выходных)! Цены сейчас довольно сильно кусаются и вместо того чтобы отдавать 5000-7000р иногда можно присмотреться к тому что у вас пылится. Я например слышал на работе, что некоторые просто выкидывают подобные АС. На мой взгляд это просто не разумно, когда относительно легко можно дать им вторую жизнь. Конечно все будет завесить от конкретной модели колонок, их состояния и т.д. Возможно потребуется переделка куда серьезнее, например установка ВЧ динамиков в однополосные колонки или переделка под фазоинвертор. В любом случае можно уложиться довольно в скромную сумму, на которую кроме пластиковых пищалок врятли что-то сейчас купишь.

Привет друзья.

Несмотря на такой почтенный, для колонок возраст, сохранились они в замечательном состоянии - как будто только вчера куплены в магазине Мелодия.
Полировка без царапин и потёртостей. Пластик тоже целый и ровный.
Всё это видно на фото - нажимайте на картинку для увеличения.

Маркировка была ещё старо-гостовской не 15АС - 404, а просто 15АС-4

Начинка так же порадовала.
На винтах стояли заводские пломбы и все внутренние компоненты дошли до нашего времени не тронутыми.

Динамики и фильтры своим видом как будто говорили -
" Дааа.. таких как мы сейчас найти трудно!"


Переделывать акустику в таком прекрасном состоянии всегда приятно.
Хочется, чтобы звучание соответствовало состоянию.
И я принялся за работу.

Не хотелось делать ничего сверхъестественного, как известно лучшее - враг хорошего.
Целью было избавиться от всех слабых мест и посмотреть что из этого получится в итоге.

Слабые места в подобной бытовой советской акустике следующие:

  • недостаточный объём корпусов
  • отсутствие фильтра на НЧ динамике
  • плохая герметичность
  • внешний вид (не у всех, но у этих явно требует доработки)
Вот их я и решил максимально устранить, и дать этим колонкам вторую жизнь

Первое, что я сделал - это установил динамики снаружи корпуса и проклеил внутренность слоем технической ваты (хлопком).


Для этих целей использовал клей ПВА.
Вата, идёт в комплекте с акустикой - родные "маты" которые лежали в колонках отлично расслаиваются и можно отделить куски необходимой толщины. Я делал толщиной примерно в сантиметр.


Итак с объемам я сделал всё, что мог в формате данных корпусов.

Пришло время заняться акустическими фильтрами.

У этих колонок фильтр установлен только на высокочастотном звене.
Его функцию выполняет динамик 3ГД-31 (более современная маркировка 5ГДВ-1-8).
Он применялся и во многих других акустических системах, самая известная из них, это пожалуй КОМЕТА 25АС-225 (она же 15АС-225).

Кто то ругает этот динамик, кто то его хвалит. Тут на вкус фломастеры у всех разные.

Мне он нравится и когда я собирал себе напольную трёхполосную акустику (о ней подробно напишу в другой раз), то эти динамики заняли в ней почетное место ВЧ звена.

ВЧ фильтр второго порядка в виде конденсатора и катушки у них присутствовал.

У низкочастотного звена фильтра нету вообще. Динамики 25ГД-26-30 (дедушка динамика 35гдн-1-4) выполняющие здесь роль низкочастотников, подключены напрямую.

Кстати очень похожи на данную акустику колонки ВЕГА 10МАС-1М.
Собственно 10МАС-1М - это стероидный клон наших 15АС-404 - разница только в размерах корпуса, у 10МАС они в полтора раза больше и в сопротивлении - в 10МАС установлены 8 Омные 10ГД-30.

К слову сказать на основе этих корпусов я построил себе замечательные полочники, о них тоже как нибудь напишу, материал есть - фотки храняться где-то в закромах жесткого диска.


Вот как я поступил с фильтрами: из ВЧ фильтра второго порядка удалил катушку и добавив к ней современный конденсатор получил НЧ фильтр второго порядка.

Остатки же ВЧ фильтра в виде резистора и конденсатора так же заменил современный кондёр, сделав тем самым ВЧ фильтр первого порядка - его будет достаточно, чтобы не подпустить низкие частоты на пушечный выстрел.

Отсечь высокие частоты на НЧ звене было просто необходимо, дабы не мешать высокочастотным вибрациям воспроизводить бархатистые и сочные басы, на которые способен динамик 25ГД-26-30.

Вот и со вторым недугом разобрался, теперь пора заняться герметичностью.

Внутренние швы в этой акустике промазаны каким - то советским столярным клеем.
Не знаю что это за клей, но сохранился он великолепно. Мои попытки отковырять кусок не увенчались успехом - тверд и прочен как камень. Значит пусть остаётся.

А вот прокладка из поролона, которая герметизирует заднюю крышку превратилась от времени в желеподобную тёмно-рыжую субстанцию - её надо заменить.

Если Вы когда-нибудь разбирали советскую акустику, особенно колонки Радиотехники (S30,S50, S70 или S90), то видели, что часто герметизация проводилась липучкой (на подобии той, что закладывали в межпанельные швы советских хрущёвок) или пластилином.

В этом вопросе я не стал далеко отходить от истоков, так как метод весьма практичный.
Ведь если садить, к примеру, на герметик, то при необходимости вскрыть и поремонтировать - затратишь не мало сил.

К сожалению запасов липучки со школьной поры у меня не сохранилось, а обычный пластилин использовать не хотелось - он мог оставить после себя жирные пятна.
Поэтому я выбрал оптимальный вариант - оконную замазку. Она очень пластична - как пластилин, только размягчается в руках гораздо быстрее и не оставляет жирных следов.
Ей я и воспользовался при запечатывании корпусов.

Остался последний пункт в меню - внешний вид.

Рамы динамиков и лицевая панель были окрашены аэрозольной матовой краской и стали выглядеть очень массивно и симпатично.
Но вот к окрашиванию динамиков такой подход категорически недопустим - аэрозольная краска сильно отразится на качестве их звучания не в лучшую сторону.
В интернете предлагают различные варианты того, как покрасить сами диффузоры динамика, но у каждого есть свои недостатки:
  • специальная краска для динамиков - очень дорого
  • натёртым грифелем простого карандаша - мажется и со временем осыпается
  • сердечником от черного маркера - на любителя, цвет будет с коричневатым отливом
  • краской от струйного принтера - не прокрашивает места замазанные клеем
Я тоже задумался чем покрасить динамики.
И путём некоторых логических размышлений сделал предположение о идеальном варианте краски и оказался прав.
С удовольствием делюсь им с Вами: краска на водной основе, безопасна для пропитки динамиков, прокрашивает все места с клеем, а после высыхания даёт благородный матовый цвет.
После высыхания цвет идеально совпадает по тону с родным цветом подвесов.
Это штемпельная краска! Та самая которую заливают в подушечки для печати.

На случай того что этих красок много разных, выкладываю фото той, которой пользуюсь я.
Красил ватным тампоном в один слой.

Ну вот и почти всё.
Остался последний штрих - замена древних проводов на нормальные клеммы.
Ну с этим проблем нет - можно купить в каждом радиомагазине любые на свой вкус, я выбрал вот такие:

Модернизация громкоговорителя 15АС-404. Пример хорошей работы Московских авторов М. Варлакова, М. Жагирновского, В. Шорова.

В этой статье вниманию радиолюбителей предложено описание модернизации широко распространённого громкоговорителя 15АС-404. Доработка позволяет существенно улучшить его звучание. Рассмотрены два варианта доработки громкоговорителя: переделка его в трёхполосную систему фазоинверсного типа и сохранение двухполосного варианта, но с переделкой закрытого ящика в фазоинвертор. Модернизация в обоих вариантах, прежде всего, касается замены используемой в громкоговорителе 15АС-404 высокочастотной головки 3ГД-31 широкополосной головкой 3ГД-42. В трёхполосном громкоговорителе она выполняет функции среднечастотной, а в двухполосном – средне-высокочастотной. Необходимость указанной замены вызвана недостаточной чувствительностью головки ЗГД 31 и связанной с ней невозможностью реализации номинальной мощности установленной в 15АС-404 низкочастотной головки 25ГД-26. Номинальная мощность головки 3ГД-42 такая же, как и у 3ГД-31, однако благодаря более высокой чувствительности её можно использовать с головкой 25ГД-26, не опасаясь перегрузки. АЧХ головки 3ГД-42 на средних частотах более равномерна, чем у 25ГД-26, поэтому, понизив частоту разделения фильтра громкоговорителя до 800…900 Гц и сдемпфировав основной резонанс головки 3ГД-42 установкой её в закрытый, заполненный звукопоглощающим материалом бокс, удаётся улучшить равномерность АЧХ громкоговорителя на средних частотах.

Для трёхполосного варианта громкоговорителя необходимо также приобрести высокочастотную головку 3ГД-2. Принципиальная схема включения головок и элементов разделительных фильтров показана для этого варианта на рис. 1. Поскольку объем громкоговорителя весьма мал (всего 12 л), важно не занимать много места элементами фильтров. С этой целью среднечастотная головка 3ГД-42 подключена к низкочастотной 25ГД-26 не через делитель из двух резисторов, а через добавочный резистор R2. Это позволило несколько уменьшить ёмкость разделительного конденсатора C2 и сократить число элементов фильтра. Дроссель L1 препятствует прохождению средне- и высокочастотных составляющих на низкочастотную головку. Цепь R1C1 уменьшает зависимость входного сопротивления головки от частоты и таким образом, повышает эффективность заграждающего действия дросселя.

В разделительном фильтре рекомендуется использовать проволочные остеклованные резисторы с мощностью рассеивания не менее 5 Вт и малогабаритные конденсаторы К76П-1 па номинальное напряжение 63 В. При отсутствии таких конденсаторов можно установить обычные бумажные на напряжение 160 В.

Поскольку индуктивность дросселя L1 относительно велика (2,8 мГ), для уменьшения его габаритов и, что более важно, активного сопротивления, рекомендуется намотать его на Ш-образном магнитопроводе сечением 3…4 см2. Пластины следует собрать встык с зазором около 1,5 мм, а для обмотки взять провод диаметром не менее 0,8 мм. При использовании магнитопровода из пластин Ш14 сечением 3 см2 обмотка дросселя должна содержать 100 витков провода ПЭЛ 1,0. В этом случае его активное сопротивление будет равно 0,26 Ом. Дроссель L2 можно изготовить из имеющейся в фильтре громкоговорителя 15AC-404 катушки, отмотав от её обмотки 95 витков.

Разбирать громкоговоритель следует после изготовления фильтра. Вначале нужно снять заднюю стенку, затем удалить вату, освободить головки и снять переднюю панель и пластмассовую раму. При изготовлении трёхполосного громкоговорителя необходимо изготовить новую переднюю панель (рис. 2). Её выпиливают из фанеры толщиной 12 мм. Низкочастотную головку, как и прежде, крепят изнутри, а чтобы диффузородержатель не упирался в приклеенную к нижней стенке корпуса деревянную рейку и пластмассовую раму, их необходимо подрезать.

Среднечастотную головку 3ГД-42 устанавливают с наружной стороны панели. Её диффузородержатель должен быть заподлицо с наружной поверхностью передней панели. Для этого под него нужно вырезать углубление (выборку) на 5 мм. Под высокочастотную головку 3ГД-2 также следует сделать углубление, но с внутренней стороны панели, с тем, чтобы излучающий рупор головки располагался заподлицо с наружной поверхностью панели. Высокочастотную головку размешают на передней панели между отверстиями под туннели фазоинвертора. Применение не одного, а двух туннелей позволило при сохранении необходимой площади сечения и частоты настройки фазоинвертора значительно уменьшить длину туннелей, что весьма важно для малогабаритных громкоговорителей. Внешний диаметр туннелей фазоинвертора - 32, внутренний - 28, длина - I20 мм.

Декоративную ткань напротив туннелей следует аккуратно удалить, а для обрамления торцов труб изготовить из пластмассы или другого подходящего материала декоративные втулки (рис. 3). После сборки громкоговорителя их плотно вставляют в туннели 4 с наружной стороны. Головку 3ГД-42 необходимо закрыть изнутри герметичным боксом с внешними размерами 180x100x65 мм, заполненным ватой. Его изготавливают из фанеры или оргалита толщиной 4 мм. Выводы от звуковой катушки головки пропускают через отверстие в одной из стенок бокса, которое затем, как и все стыки бокса, герметизируют пластилином. Закрепляют заглушающий бокс также с помощью пластилина, тщательно промазав стыки его стенок с передней панелью.

Весьма важно обеспечить герметичность и всего корпуса громкоговорителя. С этой целью при установке головок под их диффузородержатели необходимо подложить поролоновые прокладки. Такие же прокладки рекомендуется использовать и при соединении друг с другом стенок корпуса. Фазоинвертор, в отличие от закрытого ящика, требует равномерного распределения звукопоглощающего материала на стенках корпуса. Проще всего эго сделать, закрепив на них изготовленные из ваты и марли маты толщиной 20…30 мм. Не следует размещать маты вблизи торцов фазоинверторных труб: здесь, как и в средней части корпуса, должен остаться свободный объем воздуха.

В двухполосном варианте громкоговорителя можно использовать старую переднюю панель, нужно только под отверстием для низкочастотной головки выпилить два отверстия под туннели фазоинвертора и увеличить диаметр отверстия для головки 3ГД-31 с тем, чтобы в нем с внутренней стороны передней панели можно было установить головку 3ГД-42. Размеры туннелей фазоинвертора такие же, как в трёхполосном варианте. Разделительный фильтр, естественно. Упрощается: из него исключаются дроссель L2 и конденсатор СЗ. При сборке громкоговорителя могут возникнуть трудности с закреплением на передней панели декоративной ткани. Эта работа значительно облегчается при использовании автоматического сшивателя для бумаг, металлические скрепки-скобы которого легко входят в торец фанеры и закрепляют ткань.

Чтобы убедиться в эффективности предложенной модернизации, вначале рекомендуется переделать один громкоговоритель и провести его сравнительные испытания с заводским образцом в монофоническом режиме. Выигрыш в звучании, полученный в этом режиме, в стереофоническом варианте ещё более усилится.

Авторами статьи при сравнительных испытаниях были сняты характеристики заводского (рис 4) и модернизированного громкоговорителей 15АС-404 (рис. 5). Кривая а на рис. 4 - АЧХ заводского громкоговорителя 15АС-404 по звуковому давлению, кривая б - частотная характеристика модуля его полного сопротивления. Сплошная кривая а, на рис. 5 - АЧХ трехполосного варианта громкоговорителя с фазоинвертором. Штриховая кривая слева характеризует снижение эффективности воспроизведения низких звуковых частот при отсутствии фазоинвертора, справа - то же, в области высоких частот двухполосного громкоговорителя. Кривая б - частотная характеристика модуля полного сопротивления трёхполосного громкоговорителя.

Сравнение характеристик показывает, что в результате модернизации нижняя граница диапазона воспроизводимых частот сместилась с 80 до 63 Гц, а неравномерность АЧХ уменьшилась с 15 до 11 дБ. Особенно снизились её перепады на средних частотах.

Увеличение модуля полного сопротивления на средних звуковых частотах (рис. 5, кривая б) вызвано применением в разделительном фильтре добавочного резистора R2, о назначении которого говорилось в начале статьи. По материалам статьи уважаемых авторов М. Варлакова, М. Жагирновского, В. Шорова.

Евгений Бортник, Красноярск, Россия, июнь 2016