Самодельные колонки из s90. Доработка S90 или как их заставить «петь» при минимальных затратах. Для ремонта: слабые места

Паспортная мощность... 90 Вт

Номинальная мощность... 35 Вт

Номинальное электрическое сопротивление... 4 Ом

Диапазон воспроизводимых частот... 31.5-20000 Гц

Номинальное звуковое давление... 1.2 Па

Габаритные размеры АС... 360x710x285 мм

Масса АС не более... 30 кг

S-90 является классикой советского колонкостроения. Как гласит руководство, акустическая система S-90 предназначена для высококачественного воспроизведения звуковых программ в сочетании с различными видами бытовой радиоаппаратуры.

Что же, для начала 80-х годов это были действительно выдающиеся колонки с высоким качеством звучания. Однако, зарубежное колонкостроение развивается, и вот уже в начале нового века звук S-90 воспринимается иначе.

Высокие частоты звучат отвратительно, середины просто НЕТ! А если говорить о басах - то похожий эффект будет при помещении здорового бассовика в большую бочку… Низы бубнят по чёрному. Музыку стиля D&B слушать невозможно, IDM тоже бъёт по ушам. Что уж тут говорить о классике и о спокойной музыке. Через час-два прослушивания уши начинают болеть (впрочем, голова и живот болит не меньше). Несмотря на эти недостатки, многие покупают эти колонки.

Всё нижеизложенное относиться к колонкам Radiotechnika S-90a (AC35-212). Это один из самых первых выпусков (и одни из самых лучших), характерные особенности - 2 регулятора на лицевой панели, динамики ВЧ и СЧ сдвинуты от центра, колонки парные, сопротивление 4 Ом. Впрочем, смысл доработки и сама переделка может легко применяться и к другим S-90 (S-90b, S-90F и т.д.), их аналогам (Орбита, Амфитон и т.д.), а так же к самодельным колонкам. Главный критерий - наличие 3-х полос (динамиков) и фазоинвертора. Доработка колонок имеющих закрытый корпус (т.е. без фазоинвертора) несколько отличается, об этом напишу позже. И ещё - существует множество вариантов доработки, поэтому кое где я опишу по 2 способа. НАиболее подходящий будете выбирать сами..
Списка необходимых материалов писать не буду - в большинстве случаев, каждый использует то, что в данный момент наиболее доступно.

1) Разборка

Берём одну колонку и кладём задней стенкой на пол (так наиболее удобно снимать динамики). Фигурной отвёрткой откручиваем 6 болтов, крепящих декоративную пластиковую накладку с нижней части колонки. Плоской отвёрткой откручиваем по 4 болта и снимаем декоративные шильдики с динамиков и защитные решётки.

Далее будет необходим разогретый паяльник! Затем откручиваем 4 болта, крепящих НЧ динамик и аккуратно поддев одну его сторону, достаём из корпуса. Отпаиваем провода (можно, конечно, пометить какой куда был припаян - но лучше потом свериться со схемой и припаять на 100% правильно) и кладём в сторону. Вынимаем из корпуса СЧ динамик (он крепился шильдиком) вместе со стаканом, в котором он стоит. Отпаиваем и кладём к НЧ. Вынимаем ВЧ (пищалку) - она тоже крепилась шильдиком и отпаиваем. При отсутствии на ней метки у одной из клемм (+) помечаем какой провод был куда припаян, далее смотрим куда он идёт по схеме и находим "+". Кладём к остальным динамикам.

Аккуратней с диффузорами! Динамики можно брать только за магнит или опоры диффузородержателя!!!
Откручиваем 4 шурупа на фазоинверторе и аккуратно вынимаем его из корпуса. Он держится на герметике, тут главное не применить чрезмерной силы - может сломаться! Вынимаем из корпуса 2 "колбаски" ваты (если она там есть). Откручиваем и вынимаем из корпуса фильтр (может быть как на железном шасси, так и на деревянной планке). Провода идущие к нему можно откусить кусачками (их всё рано надо заменять). С разборкой всё! Теперь надо дорабатывать и собирать.

2) Доработка корпуса - заднюю сторону корпуса желательно укрепить деревянными рейками (крепить на шурупы и эпоксидку). Так же необходимо поставить деревянную распорку по центру колонки (между задней стенкой и передней) на уровне СЧ стакана. (главное надо обратить внимание на возможность затем поставить фазоинвертор!!!) Это необходимо для уменьшения вибраций корпуса - включите погромче и приложите руку - корпус ходит ходуном! Так же надо проверить герметичность корпуса на стыках и при необходимости промазать стыки эпоксидным клеем или герметиком.

3) Доработка фильтра: Вам понадобиться схема.

Смысл в том, что бы убрать из схемы переключатели, заменить провода на аудио из бескислородной меди, динамики припаять напрямую к фильтру, подводящий провод припаять сразу на фильтр и сократить путь сигнала

При отсутствии финансов можно поставить и подходящие медные из советских. Смысл отбора проводов - к НЧ динамику многожильный, сечением чем больше- тем лучше (но не менее 2,5 мм2, а более 4мм2 плохо припаивать), к СЧ можно многожильный не менее 1,5 мм2, а к ВЧ - одножильный не менее 1 мм2 (рекомендую использовать жилку от витой пары пятой категории на + и на -). Следует сказать, что подбор проводов дело тонкое. До сих пор ведутся ожесточённые дискуссии по поводу выбора провода для колонок. Я высказываю своё личное мнение. Советую не скупиться и купить хотя бы самый дешевый аудио кабель! От него значительно зависит качество звука! Поверьте на слово.

Так же очень рекомендую перемонтировать все детали фильтра на небольшую фанерку/деревяшку, так, что бы поставить фильтр на низ колонки, рядом с фазоинвертором. Это важно (особенно если фильтр смонтирован на железной пластине). Крепить катушки индуктивности на новую плату надо не железными шурупами, а чем нибудь пластмассовым или посадить на эпоксидку. Итак, заменяем все провода на плате фильтра - монтаж ведём сразу на выходы конденсаторов, снимая с них контактные пластины.

Последовательность замены проводов приводить не буду. Так же как и подсказки, куда припаивать провода от НЧ, СЧ и ВЧ. Надеюсь вы разберётесь:). Если не справляетесь - пригласите знающего человека (могущий отличить конденсатор от резистора подойдёт). В крайнем случае - напишите мне на e-mail [email protected] . С фильтром закончили - откладываем его в сторону.

4) Демпфирование корпуса:

Смысл - по возможности поглотить и рассеять все стоячие волны внутри корпуса. Критерий выбора материала - чем плотнее и толще (войлок) - тем лучше поглощает, чем тоньше и легче (синтепон) соответственно хуже. Лучше всего сделать блинчик - промазать корпус звукопоглощающей мастикой (подойдёт автомобильная), затем приклеить слой войлока под 1 см + НЧ часть ещё одним таким слоем и наклеить сверху хаотично кусочки войлока. Так же рекомендуют оббить слоем материала для кухонных вытяжек - не знаю, не видел его. Я у себя сделал так - всё оббито войлоком 1,5 см + нижнюю часть ещё 1,5 + кусочки. Звукопоглотитель необходимо клеить по всей внутренности корпуса. После установки первого слоя войлока рекомендую поставить на низ колонки плату фильтра (с припаянными к ней проводами) и фазоинвертор (иначе потом его не всунете!), остальные слои звукопоглатителя класть, закрывая фильтр. и так же обмотать фазоинвертор звукопоглотителем (главное не закрывать внутреннее сечение трубы и сохранить прямой доступ от диффузора НЧ к фазоинвертору). Необходимо смотреть за внутренним объёмом корпуса - нельзя чрезмерно его уменьшать - скажется на глубине баса! С корпусом закончили.

Кстати - желающим найти войлок советую хозяйственный, толщиной под 1,5 см.

5) СЧ динамик и его стакан.

Очень рекомендую заменить стандартный 15ГД-11А (или его клон) на широкополосник 6-ГДШ-5-4 или 6-ГДШ-5-8. Разница между ними в том, что у первого сопротивление 4 Ом, а у второго 8Ом. Соответственно при установке 6-ГДШ-5-8 фильтр менять не надо, а при установке 6-ГДШ-5-4 в разрыв провода (без разницы, "-" или "+") поставить резистор на 4 Ом большой (6-10 Вт) мощности. Для этого как раз подходит резистор R3 (4,3 Ом) из делителя СЧ (колонки 35АС212). Не бойтесь потерять мощность от этой замены! Вы только выиграете в качестве звука. Метод проверен уже на многих S-90, отрицательных отзывов нет, мощьность не уменьшилась. Тем более, что конкурентов для 6-ГДШ-5 ещё надо поискать (даже среди зарубежных аналогов). И это при стоимости пары этих широкополосников (новых!) 4-6$. Минус у них только один - внешний вид. Хотя мне нравиться:).

Для СЧ надо сделать ПАС. Это значит закрыть окна дифузородержателя на обратной стороне динамика слоем поролона толщиной 0,5-0,8 см. Подойдёт и стёганый ватин. Удобно отрезать полоску поролона шириной 4-5 см и длинной, равной чуть меньше периметра динамика, сшить и натянуть на окна (для 15ГД-11А). Затем пришить нитками к опорам. Сделали ПАС (обязательно сделайте - он ухудшает добротность, что жизненно необходим почти всем советским СЧ, применяемым в S-90 15ГД11а тем более!) - можно устанавливать стакан и динамик на место. Вставьте стакан в корпус и оберните его снаружи в 2-3 слоя хорошего плотного звукопоглотителя. Удобно отрезать от валенка голенище, подходящёё по высоте и ширине, ставить его в корпус, а уже в него помещать стакан СЧ. Внутри стакан так же необходимо обклеить слоем звукопоглатителя (войлоком в самый раз). Смысл такого демпфирования - исключить влияние НЧ головки на СЧ. Затем в стакан надо положить распушенной ваты и можно ставить динамик СЧ на место. Предварительно проверьте правильность его фазировки.

При подсоединении пальчиковой батарейки на 1,5В + к + динамика, а - к- , диффузор выдвигается вперёд. Проверка фазировки важна! Припаиваем к нему провода (+ по схеме к + на динамике) и ставим в корпус через резиновую прокладку, между СЧ и стаканом. Резина 2-3мм толщиной. Удобно использовать оконный резиновый утеплитель сделанный в виде полых трубок и с самоклеющейся стороной.

Ставим динамик, герметизируем пластилином и прикручиваем сверху шильдиком, ставя между ним и динамиком резиновые прокладки на шурупы. Защитную рещетоку лучше не ставить - она портит звук. Вы видели хорошие импортные колонки с решетками на динамиках? При установке 6-ГДШ-5 под шильдик на шурупы надо будет одеть резиновые прокладки толщиной около 1 см.

Ещё про СЧ динамик. При нежелании ставить другой среднечастотник, можно доработать старый, например так. Хотя если у вас динамик с резиновым, а не тканевым, подвесом - лучше поеняйте на 6ГДШ!

6) Вата:

Это сладкое слово вата... Она очень влияет как на общее звучание, так и на басс в частности! Так однажды я уменьшил её количество на половину. Колонки стали издавать не бас, а какой то гул...

Значит так, сшиваем пару мешочков из марли (35 см на 35см) и наполняем их ватой из тех 2-х колбасок, что вынули из корпуса, так, что в первый мешочек входит почти вся колбаска, во второй меньше половины второй. Вату распушиваем. Помещаем эти мешочки в верхнюю часть корпуса под гнездо для

ВЧ и рядом с СЧ стаканом. Оставшуюся половиу ватной колбаски распушиваем и просто кидаем на низ колонки, на укутанный войлоком фильтр. На мой взгляд - это лучшее расположение ваты в данных колонках.

7) ВЧ головка.

Припаиваем по схеме. Ставим в корпус через резиновую прокладку и прикручиваем сверху шильдиком. Защитную рещеточку тоже не ставим!
Ухх… Проделана адская работа, но осталось совсем немного! Продолжим.

8) НЧ динамик.

Припаиваем (желательно сверить фазировку, как и СЧ) и ставим через резиновую прокладку (обязательно!), прикручиваем болтами, опять же через резиновые шайбочки и герметизируем пластилиномгерметиком. Ставим сверху шильдик.

9)Конец сборки.

Ставим пластиковый передок, затягиваем все болты и протираем переднюю панель.

Да - несколько мелочей (довольно важных!): провода к ВЧ и СЧ пускайте под слоем звукопоглатителя, а к НЧ обмотайте им; тщательно проверяйте фазировку, учитывайте, что НЧ и СЧ в S-90 подключены в противофазе; обязательно ставьте динамики на резиновые прокладки; снимите все детали с пластин отключенных делителей ВЧ и СЧ, и покройте их звукопоглотителем; не скупитесь на провода; снимайте рещеточки; не задушите объём; труба фазоинвертора должна свободно сообщаться с поверхностью диффузора динамика; внутри трубы фазоинвертора зажата марля - она там нужна; колонки ставьте на шипы (например так); соединительный кабель лучше сразу припаять к фильтру, это гораздо дешевле покупки хороших разъёмов.

Музыка окружает нас везде: дома, в офисе, в машине, в спортзале, и у каждого есть свои музыкальные предпочтения - от классики до рока. При этом хочется наполнить пространство вокруг себя качественным звуком и наслаждаться любимыми мелодиями в полной мере. В этом нам помогают акустические системы и колонки различных производителей.

Сформируйте свои предпочтения

Главное в выборе звукового оборудования - цель его использования. Имеются в виду размеры помещения и мощность, которую вы можете себе позволить при прослушивании музыкальных композиций. Для оптимизации процесса советуем акустику с небольшим запасом мощности. Тут главное не переусердствовать, поскольку для помещения до 20 кв метров будет достаточно 80 - 100 Вт на канал. Позволят определиться с выбором следующие критерии:

  • тип размещения акустической системы (напольная, подвесная, портативная, встраиваемая);
  • количество каналов воспроизведения;
  • тип управления (через пульт или ручная настройка);
  • предпочтительный материал корпуса колонок и сабвуфера;
  • частотные диапазоны;
  • габариты, вес и прочие требования.

Как сделать правильный выбор

Учитывая разнообразие предлагаемых современным рынком достаточно дорогих моделей, покупка стереосистемы именитого бренда может показаться вам довольно затратным мероприятием. Вас могут выручить музыкальные колонки в бюджетном сегменте, множество моделей которых предлагает каталог сайта Апорт. Как показывает практика, для современного человека очень важны не только звуковые характеристики, но и дизайн, портативность и удобство использования. Решающую роль тут играет тип питания: от батарей, USB, собственный выход в сеть. Еще важный критерий в выборе музыкальных колонок - цена. Множество интернет-магазинов предлагают массу вариантов - порой, один и тот же товар, но с разным ценником. Система фильтров и функционал сравнения цен сайта Апорт поможет выбрать лучшие колонки по низкой цене и не разочароваться при прослушивании любимых композиций.

Кто ж не помнит из 70-х годов знаменитые колонки С-90? (На самом деле там стояла латинская буква S, и потому это рижское изделие называлось акустической системой Radiotehnika S-90, но привычка всему иностранному не доверять тоже пришла из этого времени, и потом далеко не все знали, что прибалты пользуются латиницей.) Завсегдатаи танцев в клубе (в 80-х названных дискотеками) в такие подробности не вдавались, а потому и до сих пор называют эти колонки С-90. Буквально легендарной акустике советских времён и будет посвящена данная статья.

Ностальгия

"Радиотехника S-90" считалась одной из лучших систем того времени и была востребована повсеместно. Концерты в домах культуры самых удалённых уголков нашей страны, выступления самодеятельности, школьные вечера с песнями и танцами - всюду эта аппаратура была незаменимой. Репетиции некоторые безответственные товарищи рисковали проводить на дому, и колонки С-90 создавали незабываемый звуковой эффект в абсолютно всех квартирах панельной пятиэтажки. "Благодарность" соседей была тоже неописуема. Их можно понять. Даже если владелец "врубал" среднюю громкость, посторонние звуки просто испарялись: куда-то исчезал вой собак, стук соседей по батареям, а также звук вялого баса из обычных колонок двумя этажами выше.

Колонка "Радиотехника" возвещала не то о приближающемся землетрясении, не то о военном истребителе, на бреющем полёте задевающем крышу. Люстры подпрыгивали, хрусталь в сервантах тоненько позванивал, а всё в комнате, что было не закреплено, явно вибрировало. Хотя нужно сказать, что в своём классе колонки С-90 самыми мощными и не считались, и не были, к ним устанавливался усилитель. Кстати, рабочие варианты этой аппаратуры нарасхват и сегодня. Стоит такая, даже сильно подержанная ретро-техника весьма недёшево. Колонка "Радиотехника" любой модификации в рабочем состоянии обойдется в сумму от четырёх тысяч рублей. Одна!

Описание

Акустическая система "Радиотехника" высшего (нулевого) класса 35 АС-1 появилась в продаже в 1977 году и сразу была названа С-90. Колонки характеристики имели наилучшие по тем временам, особенно если учесть, что в пользовании была только советская аппаратура. Разработаны они были сугубо для бытового использования, и занималось этим конструкторское бюро "Орбита" на Рижском производственном объединении "Радиотехника". Впоследствии вся серия этих акустических систем получила марку С-90.

Колонки характеристики свои целиком и полностью оправдали, они не уступали импортным ни в чём, значительно превосходя все отечественные. Чтобы звучание акустической системы было полноценным, к ней в обязательном порядке подключался усилитель типа "Электроника" или "Амфитон". В частотном диапазоне от 31,5 до практически 20 кГц колонки работали с номинальной мощностью 35 Ватт. Причём в паспорте значилась мощность девяносто. Звуковое давление, о результатах которого написано выше, равнялось 1,2 Па.

О недостатках

Вес одной колонки иногда превышал тридцать килограммов. Стоили они триста рублей за пару (инженер зарабатывал в месяц от девяноста рублей до ста двадцати). Однако в свободной продаже их мало кто видел. Музыкальные колонки С-90 многие покупали по одной, несмотря на то что не было никаких гарантий, что при покупке второй удастся сделать из них хорошо настроенную пару. Впрочем, даже если покупалась пара, сбалансированность её тоже никто не гарантировал: например, правая колонка С-90 мощность всю свою собирала воедино и настойчиво звучала громче левой. Это несмотря на то, что аппаратура позиционировалась как обладающая высшей категорией качества.

Этот недостаток не единственный из тех, что могла иметь колонка С-90. Динамики высоких частот часто выходили из строя, поскольку тонкие и слабые провода сами по себе не очень практичны. На средних частотах звучание было откровенно плохим и часто портило всё впечатление. Другая электроника рядом с этими громадами акустической системы не выдерживала, да и на человека создаваемое колонками магнитное поле влияло отрицательно. И всё-таки именно S-90 идеально могли создавать объёмное звучание в обычной квартире стандартного панельного дома. Особых претензий к саунду в общем-то не было.

Установка

Недостатки, которые имели советские колонки С-90, не останавливали меломанов всея Руси. Они оставались несколько десятилетий акустической системой из разряда самых массовых. Многие тысячи страниц на форумах посвящены им и сегодня. Это один из наиболее ярких символов ушедшей эпохи, обладавший к тому же надёжностью и долговечностью, каких и в помине нет у современных гаджетов. Колонки С-90 размеры имели внушительные (36 х 71 х 28,5 см), поэтому требовали правильной установки, что далеко не всегда сочеталось с возможностями.

Квартиры были довольно тесными (да и сейчас условия те же), а потому можно было увидеть колонки в полуметре от слушателя. В то время как идеальный способ для лучшего звучания - поставить их на постамент как раз полуметровой высоты и соблюсти расстояние от уха слушателя как минимум в два метра. Редкая комната обладает такими достоинствами, необходимой площади чаще всего не хватает, а потому и слушали настоящий звук, на который была способна эта аппаратура, разве что соседи.

Внешний вид

У колонки С-90 корпус сделан просто и добротно - неразборный прямоугольный ящик из ДСП, отделанный шпоном высокого качества из дерева ценных пород. Толщина стенки - шестнадцать миллиметров, а лицевая панель сделана из авиационной многослойной фанеры двадцати двух миллиметров. Стыки стенок и внутренних сторон укреплены специальными элементами, увеличивающими жёсткость и прочность корпуса.

На головках сделаны декоративные рамки чёрного цвета, штампованные из алюминиевого листа. Также они защищены металлической сеткой. На лицевой панели головка средних частот внутри изолирована конусообразным кожухом из пластмассы, головка низких частот расположена по вертикальной оси. В нижней части колонки расположена накладная панель из пластмассы с шильдиком. Там же находится отверстие 100 х 80 миллиметров - это выход фазоинвертора. Амптитудно-частотная характеристика (АЧХ) отображена на шильдике, все кривые соответствуют положениям регуляторов. Там же присутствует собственно название акустической системы и фирменный знак. На лицевую панель втулками прикрепляется вышеописанная рамка с тканью. На задней стенке снизу - колодка с клеммами.

Внутри

Внутренний объём заполнен звукопоглотителем из технической хлопковой ваты, обтянутой марлей. Таким образом уменьшается влияние звукового давления на АЧХ и достигается более качественное звучание колонки за счёт исключения резонансов во внутреннем объёме. Внутри корпуса - электрические фильтры на плате, разделяющие полосы акустической системы. В комплекте также были четыре ножки из пластмассы, предназначенные для крепления на основание корпуса, а также декоративная съёмная рамка с трикотажным полотном, добавляющая акустическую прозрачность.

Редкая акустическая система тех времён обладает такими качествами, как колонки С-90 - мощность звука просто зашкаливает! Но на близкой к предельной громкости низкие частоты становятся неразборчивыми и гулкими, а верхи начинают цокать - это характерная особенность высокочастотных головок 6ГДВ-1-16. Чуть позже, когда стала поступать в продажу аналогичная продукция - "Амфитон 35АС-018", "Орбита 35АС-016" и другие, головка использовалась уже другая. Иногда аналоги этой акустической системы давали более глубокое и сбалансированное звучание, чем оригинальные колонки S-90.

Линейка S-90

Все модификации S-90 и даже все аналоги её непременно были направлены на использование кассет. Высокочастотная головка достаточно хорошо воспроизводит звук в верхнем диапазоне частот благодаря кассетной деке и советскому усилителю. Но если нижняя и средняя части диапазона высоких частот воспроизводятся просто прекрасно, то самый верх от них отличается, потому получает нарекания за якобы завалы АЧХ и неравномерности.

А колонка "Орбита" линейки S-90 московского завода получилась поистине достойной альтернативой рижской "Радиотехнике". Эта модификация с аналогичным набором акустических головок отличалась лишь присутствием двутрубного фазоинвертора в самом низу корпуса. В итоге басы стали ниже и гуще. Однако сохранились на большой мощности проблемы с гулом и неразборчивостью, да и верхние частоты цокали точно так же, как и у "Радиотехники S-90".

Модернизация вручную

Многие меломаны всё-таки воплотили в жизнь собственную мечту: купили легендарные колонки S-90 и принялись дорабатывать их "напильником". Решение бюджетное, увлекательное, а потом звучание - на зависть всем. Снаружи за прошедшие тридцать лет колонки, естественно, прежний шик потеряли почти в ста процентах случаев, но тут главное - чтобы внутри никто не поковырялся. К работе нужно приступать, обогатив свой арсенал инструментарием. Понадобится основной набор отвёрток, плоскогубцы, паяльник. Первым делом снимается передняя панель, для чего нужно вывернуть десяток-другой разнообразных шурупов.

При разборке обязательно нужно произвести сверку: соответствует ли паспорту начинка. Чтобы на высоких частотах было 10ГД-35, на средних - 15ГД-11А, а на низких, например, 35ГД (ну, или что там в паспорте заявлено). Динамики чаще всего повреждаются, поскольку угробить технику и в течение одного дня можно, а за тридцать-то лет и подавно. К примеру, много могло случиться перестановок мебели и переездов. Скорее всего, что-то повреждено. Например, динамик низких частот. Его реанимация потребует дополнительной работы. Надо перемотать катушку. В принципе, это не так сложно, если знать некоторые тонкости и хотя бы несколько раз ранее сталкиваться с процессом перемотки. После намотки, центровки и просушки звучание динамика будет идеальным - исчезнут все посторонние призвуки.

Купола

Колонки S-90, как все знают, чаще всего огорчают звучанием ВЧ - с призвуками. Да и на средних частотах часто отсутствует звонкость. Умельцы рекомендуют в основном одно и то же: заменить СЧ, ВЧ и демпфилировать корпус. Но лучше лёгких путей не искать. Просто динамики прикрыты куполами из пластика. Это материал абсолютно неподходящий.

Шёлковые купола уберут призвуки и сделают звук прозрачнее. Поэтому динамики можно смело заменить. Пока модернизируется одна колонка, нужно обязательно тестировать звучание и сравнивать с той, которую модернизация только ожидает, то есть с оригинальной. Тогда становится абсолютно ясно, оставлять переделку или вернуть всё, как было. Главное - чтобы владелец колонок и золотых рук имел ещё и слух хороший.

Проводка и корпус

Чтобы улучшить звучание низких частот, нужна доработка корпуса. Долой ватно-марлевые матрасы! В магазинах продаётся недорогой ватин, из которого получится превосходная прокладка для начинки. И всего за сто с небольшим рублей! Всё это сделать можно быстро и без каких-либо усилий: ширина ватина - два метра, хватит на две колонки, но понадобится мебельный степлер или друг, у которого он есть. Перед монтажом на всякий случай лучше поменять всю проводку, вынуть переключатели. Выкроить ватин в два слоя и смело обшить корпус.

Труба фазоинвертора ставится на герметик, а после этого тоже обтягивается ватином. Непосредственно с фильтром работы тоже не так много. Переключатели не понадобятся никогда, поэтому их можно удалить, как и все ненужные элементы с платы. Все эти тридцатилетние тоненькие проводки заменить нормальными медными на всех соединениях. Далее освобождённый от всего ненужного фильтр нужно аккуратно установить в корпус и закрыть ватином. Весь бокс средних частот снаружи тоже должен уйти под упомянутый выше материал.

Итоги

Судя по отзывам домашних умельцев, такие простейшие доработки изменили звук техники в лучшую сторону просто несказанно. Басы стали чёткими, верх - прозрачным, лёгким. После замены динамика на средних частотах совершенно по-другому зазвучал вокал.

В 1978 году из прибалтийской Риги пришли во все города и веси СССР колонки S90, знаменитая акустика 35АС-1, после чего данная серия развивалась и совершенствовалась. Сконструировали эту легенду на Рижском производственном объединении "Радиотехника", в конструкторском бюро "Орбита".

Внешний вид

Внешне колонки S90 впечатляли с первого взгляда. Такого красивого корпуса не делали даже за границей, уж не говоря о современных китайских линейках электроники. Сделано было буквально на века. Никаких древесно-стружечных плит! Только натуральное дерево ценных пород, тяжёлое и дорогое. Передняя стенка была сделана из фанеры, но авиационной, многослойной.

Более 45 килограммов весили обе колонки S90. Советский народ новую акустическую систему полюбил сразу и очень сильно. Кстати, и сегодня на специальных форумах обсуждаются способы реставрации, а восхищённых отзывов колонки S90 снискали много-много тысяч. И каждый день этих восторгов прибавляется. Многие сотни акустических систем этой серии служат верой и правдой в настоящее время, чего никак нельзя сказать об электронике-однодневке, которую сейчас производят в мире.

Назначение

Относительно области применения можно говорить очень много. Колонки "Радиотехника S90" должны были высококачественно воспроизводить музыкальные и речевые программы в условиях бытового стационара. Конечно, они были не в каждой семье, и наверняка счастливы были те, кто жил в доме, где их не было. Там, где они были, на любом этаже и в любом подъезде многоквартирного дома покачивались люстры, и звенел в сервантах хрусталь.

Хватало одной такой акустической системы, где колонки "Радиотехника S90" работали даже не на полную громкость. Вся пятиэтажка была знакома с музыкальными вкусами счастливого обладателя. Особенно хорошо жилось соседям, если он пользовался усилителем типа "Корвет". Стоили советские колонки S90 довольно дорого - 300 рублей за две штуки, поэтому чаще всего покупались они постепенно, по одной. Даже так приходилось платить несколько больше, чем зарабатывал инженер за месяц. Несмотря на множество недостатков, предел мечтаний каждого меломана конца 70-х годов прошлого века - колонки S90.

Характеристики

Все люди, слушающие музыку, хотели приобрести эту акустическую систему, поскольку она действительно была прорывом в настоящий звук. Импортную аппаратуру в те времена имели буквально единицы, а качество звучания советских магнитофонов не устраивало практически никого.

А тут рижский производитель выпускает трёхполосные колонки с частотным диапазоном до 20 килогерц, с паспортной мощностью до 90 ватт (номинально, правда, 35, но и это прекрасно). В то время как советская звуковоспроизводящая аппаратура была однополосной и с мощностью максимум в пять ватт, колонки S90 характеристики имели отменные и впечатление производили просто ошеломляющее.

Качество

Спрос на них был огромен, производство было налажено более чем массовое, а потому по качеству возникали всяческие нарекания (кроме, пожалуй, внешнего вида). Из-за того, что люди покупали колонки постепенно - по одной, получалось так, что они звучали абсолютно по-разному. Впрочем, даже те, кто купил две сразу, нередко сталкивался с этой же бедой. С 1982 года их стали выпускать и пускать в продажу сугубо парами - левая и правая, расположение органов управления и динамиков стало зеркальным, тогда удалось немного сгладить данную проблему.

В любом случае, акустические колонки S90 стали первой системой, сделанной в СССР, которая удовлетворяла требованиям, предъявляемым по международным документам на аппаратуру категории Hi-Fi. Тем более что с течением времени акустические системы этой линии совершенствовались. Например, S-90B и S-90D значительно расширили диапазон частот, была введена индикация электрической перегрузки и ещё более стильным и дорогим стал внешний вид.

Подробности

Трёхполосная напольная акустическая система, снабжённая фазоинвертором, с диапазоном воспроизводимых частот от 25 до 25 000 герц. Усилитель для колонок S90 возможен с рекомендуемой мощностью от 50 до 150 герц. Номинальная мощность акустической системы 35 ватт, предельная - 90, кратковременная - 600. Размеры колонок S90 - 710 х 360 х 285 миллиметров. Вес одной колонки - 23 килограмма.

Динамики в колонках S90: низкочастотный 75 ГДН-1-4 с диаметром диффузора 220 миллиметров, среднечастотный 20 ГДС-1-8 - 105 миллиметров, и высокочастотный 6 ГДВ-6-16 с мембраной 26 миллиметров. Корпус прямоугольный, неразборный, отделка - шпон. Толщина стенок 16 миллиметров, на лицевой панели - фанера 22-миллиметровая. Стыки на стенках жёстко укреплены. На головках декоративные чёрные накладки на четырёх элементах крепежа, а внутри защищены пластмассовым конусообразным кожухом. На лицевой стороне головки защищены выпуклой сеткой из черного металла. Внутри для подавления резонансов и звукового давления - мат из технической хлопковой ваты и марли.

Внутри

На одной из внутренних плат помещаются электрические фильтры для разделения полос акустической системы. Сейчас любители ретроакустики утверждают, что реставрация колонок S90 не только возможна, но и значительно повысит все предусмотренные производителем возможности. Все провода, которые располагаются внутри, тонкие и ненадёжные, реставраторы меняют на современные медные.

Пересматривается схема, меняются динамики. Но многое из того, что было сделано ещё в 70-х годах, остаётся на месте. Радиотехнику, как и многое другое, в те времена изготавливали с большим запасом прочности и намного опережая своё время. Фильтры и блок индикации в конструкции с резисторами типа ВС, ППБ, С5-35И, СП3-38Б и МЛТ, конденсаторы К75-11, К50-12, МБГО-2, катушки индуктивности на литых каркасах.

В комплекте

Нужно отметить, что стоящие прямо на полу колонки давали менее качественное звучание, нежели стоящие на постаменте высотой примерно полметра. Производитель это, видимо, хорошо знал, а потому в комплект входили пластмассовые ножки, по четыре на каждую колонку. Их можно было прикрепить на основание корпуса. Также в комплект входила декоративная съёмная рамка, которая имела и чисто практическое значение.

Тонкое трикотажное полотно, которым она была обтянута, значительно улучшало проходящий сквозь него звук, обладая прекрасной акустической прозрачностью. Колонки прекрасно сочетались с любыми видами существовавшей тогда бытовой радиоаппаратуры. Автором разработки является Роланд Паулович Керно, о котором до сих пор ходят легенды среди людей, близких к акустике. Работать он начал на этом предприятии с конца сороковых годов, и буквально всё, что "Радиотехника" производила, разрабатывал именно он.

Сравнительные характеристики

Акустическая система S90, безусловно очень мощная и современная, но уже тогда имела длинный ряд недостатков. Впрочем, любители хорошего звучания делали ремонт колонок S90, и тогда уходил гул на низких частотах, который непременно возникал при большой громкости, убиралось неприятное цоканье, которое присуще высокочастотной головке 6ГДВ-1-16 (в последующих модификациях её заменили).

Качество воспроизведения, может быть, и уступает некоторым современным акустическим системам, но глубина звучания на низких частотах просто неповторима. Очень редко встречаются, скажем, китайские сабвуферы, которые дают приблизительно такие же глубокие басы. Например, в акустической системе домашнего кинотеатра Xoro HSD 6040. Но и цена этих изделий несопоставима. Впрочем, сейчас колонки S90 стоят тоже недёшево, но всё-таки значительно меньше.

Для ремонта: слабые места

Высокочастотный и среднечастотный динамики спустя столько лет есть смысл заменить. Низкочастотный можно просто перемотать, в интернете подробно описана эта не слишком трудоёмкая процедура. И немедленно установить ручку громкости на усилителе так, чтобы динамик не выбросил катушку из магнита, то есть на полную громкость нельзя, есть опасность вообще порвать динамик НЧ. Фазоинверторы можно прикрыть. И, конечно, поднять колонки с пола - на ножки или, чтобы не поцарапать паркет, на постамент, который придётся изготовить самостоятельно.

Многие меломаны из той когорты, что с паяльником родились, модифицируют и улучшают свои любимые акустические системы марки "Радиотехника". Самое интересное, что хватает одного раза - колонки будут работать ещё лет тридцать и даже лучше, чем прежде. Убирают ватно-марлевый матрас, заменяя его на хорошую звукоизоляцию из двух слоёв качественного, но недорогого ватина, обклеивают нужные места войлоком, даже реставрируют корпус, если он за долгую жизнь претерпел много переездов и побился или погнулся (проволочные решётки на динамиках выпуклые, поэтому немудрено). Мастеровитые меломаны переделывали и перепаивали почти всё, в итоге получали превосходную акустическую систему.

Аудиокабели и подвесы для диффузоров

Можно кабель купить готовый, но многие распаивают провода сами. Хорошо работает аудиокабель из витой пары для соединения с компьютером, телевизором или магнитофоном, а для связи усилителя с колонками прекрасно себя зарекомендовал силовой медный провод. Сечение нужно выбрать не менее полутора квадратных миллиметров, и чем дальше отстоят колонки от усилителя, тем провод должен быть толще.

Очень внимательно нужно отнестись к подвесам на диффузоры динамиков - среднечастотного и низкочастотного. Это резина по его краю, на которую диффузор наклеивается. Резина эта должна быть "родная", от производителя. Иначе диффузор не прикрепится наглухо. Старый и добрый подвес покрывается силиконовой смазкой, которая продаётся в специальных магазинах радиотоваров.

Комплектующие

Прежде всего, это усилитель. Советские уже выработали все свои сроки годности, но если есть навыки владения паяльником - сие не страшно. Импортный усилитель слишком повысит стоимость и так недешёвой техники S90, которую ещё предстоит ремонтировать. Слишком современный и дорогой усилитель этим колонкам ничего не даст, поскольку качество звучания зависит не от него, а от акустической системы.

Ничего заметно лучше звучать не будет. Всё равно какой усилитель, даже ламповый "Прибой-50-УМ", подойдёт. Смотреть надо не на дату изготовления, а на мощность. Сильнее 50 ватт на один канал ни к чему, и без того стены будут приплясывать, а пол ходуном ходить. Но если соседей не жалко - дело хозяйское.

Результат после ремонта

Если сделать подробный ремонт колонок S90 и протестировать их работу тщательно, можно добиться результатов практически непревзойдённых. Даже напольные акустические системы jbl модели этого года, за которые нужно отдать почти 50 000 рублей, да ещё и совместно с усилителем Yamaha, такого красивого звучания не дают.

Доработка внутри и снаружи

Когда у владельца "Радиотехники" 1981 года выпуска появляется мысль "доработать напильником" старые колонки, такого результата он вряд ли будет ожидать. Правда, переделывать придётся почти всё. Доработать корпус, убрать все образовавшиеся щели с помощью эпоксидной смолы, поменять вату и марлю на ватин, проводку в колонках тоже полностью перепаять.

Демонтировать динамики, два заменить в любом случае, а третий можно и просто перемотать. Обшивку ватином можно выполнить при помощи мебельного степлера. Трубу фазоинвертора приклеить на герметик и обтянуть ватином. Переключатели, которые на плате, в этой акустической системе не пригождаются, их можно просто отключить или все ненужные элементы с этой платы вообще убрать.

Доработка звучания

Вся эта реставрация, безусловно, сделает звук лучше. Но идеальным он станет только после долгой настройки. Бас приобретает недостающую чёткость, верха становятся воздушнее, прозрачнее. А вот со средними частотами придётся побороться с упорством. По центру мы слышим чаще всего вокал. Так вот ему явно не хватает звонкости. Попробовав несколько других, "неродных" динамиков, один всё-таки рано или поздно окажется удачным.

Не понадобится овладевание основным способом доработки среднечастотных динамиков - магическим: говорят, что если пропитать подвес волшебным герметиком, состоящим из двух частей крови дирижёра и одной части ацетона, то можно динамик не менять. Однако в строительных магазинах обычно руками разводят.

Итого, финансовые затраты на полный ремонт колонок S90: акустику сильно поношенную (а всё равно всё менять, кроме корпуса) можно приобрести примерно за тысячу рублей; высокочастотные динамики - 500 рублей; среднечастотные динамики - 110 рублей; ватин - 150 рублей; клей, скобы степлера (сам степлер можно у соседа попросить), шурупы и другая мелочь - в точности посчитать трудно, но это пустяки. Значит, вот эта превосходная акустика обойдётся находчивому и умелому меломану менее двух тысяч рублей.

27122

Модернизация колонок S-90 путем замены штатных корпусов на лабиринтное оформление динимиков НЧ






Апгрейд лабиринтного оформления S-90 забивка угольников ватой и наклейка на внутреннюю поверхность шерстяного одеяла
Сначала шерстью были обклеены только фронтальные колена лабиринта, затем боковые поверхности тоже
Готовый лабиринт S-90 с обклеенными шерстью внутренними поверхностями


Переделка самых знаменитых колонок СССР Радиотехника S-90

Александр Рогожин придумал ноу-хау, как перевести наиболее известные большинству русскоговорящих людей колонки Радиотехника S-90 в лабиринтные корпуса. Статья посвящена наиболее массовой и более 20 лет считавшейся эталоном акустике советского периода, которая в первой своей генерации называлась 35АС-1. А Рогожин предлагает сделать из 35АС-1 (Радиотехника S-90) колонки с названием "Дешево, громко и супер-басисто"!

Ода колонкам Радиотехника S-90 (35АС-1)

Нет такого человека, который разговаривает на русском, украинском, белорусском языке, который хоть один раз в жизни не слышал знаменитых советских колонок Радиотехника S-90, или не имел на антресолях, в шкафу, дома или на фазенде одну из их модификаций, производившихся в более 30 лет. Можно думать что угодно про их звук, вид, резиновые динамики, но по факту это САМЫЕ распространенные «Народные» колонки на просторах бывшего СССР. Они и сейчас десятками тысяч работают в системах любителей музыки, которым их жалко выбрасывать т.к. по сравнению с фирменным «новоделом» играют они весьма и весьма достойно.

Если перед человеком стоит выбор, на каких колонках слушать музыку: с басами, громко, и за смешные деньги, то невзирая на все минусы у Радиотехники S-90, конкурентов у них практически нет, а раньше их не было тем более. В позднем СССР кроме колонок S-90 конечно появлялись «клоны», содранные с лучших зарубежных образцов, например - Электроника 100АС063 или 75АС-063. Но они были очень дороги и мало распространены, тягаться по популярности с акустикой S-90 они не могли. Получить от каких-либо других колонок три полноценные полосы с такой как у S-90 мощностью, 10 дюймовым низкочастотным динамиком и почти даром было невозможно в принципе. Сейчас это еще более актуально.

Десятки тысяч этих колонок и сейчас работают в комнатах молодых и не очень людей, не имеющих возможности осуществлять сложные проекты на дорогих импортных динамических головках. По вполне понятным причинам многие наши соотечественники не спешат отказываться от акустики Радиотехника S-90. Они не горят желанием бежать в магазин и покупать красивые фирменные АС, которые в большинстве своем отличаются от S-90 только внешностью, чего часто нельзя сказать об их звуке.

И тем не менее все мы любим слушать музыку, у всех бывает хорошее настроение, когда хочется включить «на полную катушку». Все любят качественный бас, без которого практически любая музыка лишается фундамента и большей части эмоций. Многие стили музыки без баса вообще невозможно слушать, т.к. без него пропадает львиная часть важной музыкальной информации. Душа просит УУУХ! А низкие частоты на самом деле штука весьма тонкая, чтобы адекватно звучать и производить впечатление они просят больших динамиков, корпусов и мощностей. Но даже при наличии всего этого (в крупных колонках типа S-90) бас часто получается гудящим, затянутым и невнятным, и не доставляет нам того «кайфа», который по идее должен давать. От такого баса мы быстро устаем и начинаем крутить ручки регуляторов тембра или переключать на ресивере режимы эквалайзера. И вместо получения удовольствия - раздражаться и думать о несовершенстве этого бренного мира… В такой ситуации не раз оказывались практически все любители музыки и владельцы этой акустики, в частности.

Проблемы низких частот S-90

Причина того, что на протяжении последних 30-ти лет владельцы акустики Радиотехника S-90 и ее многочисленных модификаций не довольны ее звучанием и как-то пытаются с этой проблемой справиться кроется в нескольких причинах. Основная проблема колонок S-90, подтвержденная неоднократными исследованиями специалистов - ошибка, допущенная при проектировании низкочастотного оформления динамика 30ГД-2. Пойдя в серию ошибка привела к тому, что изначально заложенный в модели Радиотехника S-90 и ее модификациях потенциал качественного воспроизведений низких частот, не реализуется даже на 20-30 % от возможных.

Огромное число владельцев S-90, чуть ли не с момента появления их продаже в 80-х годах и до сегодняшнего дня пытаются улучшить низкие частоты этих колонок колдуя с фильтрами, переделывая трубы фазоинверторов, укрепляя родные корпуса и наполняя их чем ни попадя.

Дорогие меломаны! Призываю вас перестать заниматься ерундой, т.к. это абсолютно бесполезно… Колонки S-90 от завода имеют корпус с объемом всего 45 литров - НЕ соответствующим оптимальному режиму работы установленного в него динамика 30ГД-2, 75ГДН1-4. Можно отделать его хоть корнем редких пород и со всех сторон обклеить пористой резиной - корректно он все равно работать НЕ будет.

То есть, вопрос кардинального улучшения работы этих колонок на низких частотах, это как ни прискорбно - вопрос замены корпуса, встает во весь рост.

Задача несколько усложняется тем, что за 30 лет было выпущено огромное количество модификаций колонок 35АС-1 с низкочастотными динамиками 30ГД2/75ГДН1-4 (8), имеющими большой разброс параметров. В новых корпусах эта проблема в значительной степени решена и позволяет динамикам от самых ранних выпусков и до последних чувствовать себя корректно. Настройка новых корпусов «растянута» и позволяет НЕ заниматься подбором низкочастотных динамиков специально.

Проблемы средних частот S-90

Практически все владельцы колонок s-90 отмечают противные призвуки и большую неравномерность отдачи на средних частотах, которые становятся особенно заметными на средней и большой громкости. Все грандиозные проекты по переделке фильтров путем установки в них дорогих импортных конденсаторов, замены проводов, резисторов и т.д. как и варианты по наклеиванию на диффузор среднечастотных головок половинки от теннисного шарика и т.д. терпят фиаско.

Основная же причина неудовлетворительного звучания на средних частотах совсем не динамик 15ГД-11, а его акустическое оформление. Этот «стакан», прикрывающий СЧ головку сзади имеет мизерный объем и является второй ошибкой, допущенной инженерами, проектировавшими колонки S-90. У «стакана» среднечастотной головки 15ГД-11 (20ГДС…) неправильно все, начиная от объема и конфигурации, заканчивая внутренним оформлением. При замене корпуса колонок s90 на правильный с точки оформления НЧ головки, среднечастотный динамик, также следует оформить соответствующим образом.

Конечно замена «мизерного» штатного стакана на оптимальное по объему и форме акустическое оформление не сделает головку 15ГД11 другим динамиком, но даст ей возможность делать то, что она может делать изначально.

Что можно получить

В итоге обновленные колонки S-90 звучать будут кардинально по-другому не только на низких, а и на средних частотах. В интернете представлено большое число попыток переделки колонок S-90 с целью «всех обмануть» и превратить их в студийные мониторы. Попытки касаются всего, только не замены основного «слабого места» - корпуса, и чаще всего оказываются провальными. При сохранении корпусов колонок S-90 в неизменном виде для кардинального изменения звучания нужно менять динамики на современные или проектировать трехполосные АС с нуля, на что большинство меломанов не решаются.

Предлагаю родную комплектацию колонок S-90 оставить в нетронутом виде. Ценность их в минимальном бюджете и как ни умничай, доказанной десятилетиями эксплуатации в самых жестких условиях - работоспособности.

В этих колонках есть то, что можно улучшить принципиально, это «вытащить максимально возможное» из ее динамиков. Для этого к родному комплекту динамиков и фильтров нужно изготовить акустически правильный корпус. В итоге можно выйти на принципиально новый уровень качества звучания этих колонок, ничего при этом не испортив.

Как бонус, старые корпуса можно не выбрасывать и в случае необходимости «стоковые» S-90 собрать назад и продать какому-либо любителю аутентичных колонок made in СССР.

Проблемы родных ящиков S-90

  • Неправильный объем низкочастотного оформления не дает нужного уровня давления на НЧ;
  • Неоптимальная частота настройки фазоинвертора приводит к неравномерности отдачи на НЧ и плохому качеству баса;
  • Тип низкочастотного оформления «фазоинвертор» в сочетании с «тугим» динамиком на резиновом подвесе приводит к протяженному и однообразному «гудению» на низких частотах, вместо четкого ударного баса;
  • Фазоинверсное акустическое оформление приводит к значительной неравномерности звукового давления на низких частотах в комнате, и предъявляет требования к получению от усилителя большой мощности;
  • Слабые стенки ящиков колонок S-90 приводят к потере КПД на низких частотах и дают заметные призвуки при работе на большой громкости;
  • Плохая герметизация ящиков не дает работать даже тому НЧ оформлению который есть у колонок S-90 в стоковом варианте;
  • Предельно малый объем колпака среднечастотной головки 15ГД11 (20ГДС-) приводит к «зажатости» динамики средних частот;
  • Неоптимальное демпфирование малого по объему СЧ бокса приводит к заметным призвукам и «гнусавости» на СЧ;
  • Форма и размеры корпусов колонок S-90 в стоковом варианте требуют их установки на мебель, что приводит к «шаткому положению» АС, резонансу мебели на большой громкости и в итоге к ухудшению звучания низких частот;
  • «Низкопрофильная» форма корпуса колонок требует установки их на специализированные подставки для акустики, что в итоге повышает стоимость системы. Установка же колонок 35АС-1 на пол приводит к недостатку высоких частот и неправильной сцене.

Преимущества новых корпусов

  • Оформление низкочастотной головки - четвертьволновой лабиринт с его радикальными преимуществами на НЧ перед фазоинвертором (подробное описание здесь);
  • Оптимально рассчитанная частота и добротность настройки четвертьволнового резонатора дают широкую полосу и оптимальный уровень низких частот;
  • Высочайшая жесткость ящика дает максимально возможный КПД, чистый, упругий и хлесткий звук на НЧ;
  • Жесткий бокс большого объема СЧ головки дает живую и открытую середину и ясный вокал;
  • Расположение СЧ и ВЧ динамиков на передней панели с соблюдением расстояний до стенок корпуса по принципу «золотого сечения» уменьшает дифракционные явления на вокале и высоких частотах и делает звучание намного более комфортным;
  • С новыми корпусами акустика превращается в классическую напольную конструкцию с оптимально расположенными по высоте динамиками СЧ и ВЧ;
  • Колонки имеют более узкие и высокие по сравнению с стандартными S-90 передние панели и не требуют каких бы то ни было подставок. Внешний вид колонок улучшается многократно.