Компьютер и человек кто сильнее эпиграф. Человек против искусственного интеллекта: кто лучший игрок. Компьютер и человек: кто кому служит

Двадцать первый век – век информационных технологий. Пятилетние дети уже вовсю играют в развивающие игры. Кто бы мог подумать, что дети станут мыслить на порядок выше своих родителей касаемо компьютера, однако это так. Компьютер в жизни современного человека является его неотъемлемой частью. Если задуматься, насколько уникально это изобретение, то невольно начинаешь понимать, насколько уникален и сам человек, раз изобрел это и использует практически во всем. Прогресс в информационных технологиях словно носорог – разгонялся медленно, а сейчас его практически невозможно остановить. Производители комплектующих вынуждены создавать более совершенные изделия в условиях конкуренции. В этой статье я желаю произвести сравнение человека и компьютера, что общего между нами и электронными творениями человеческого ума.

В очередной раз, выйдя на улицу, я представил себя частичкой большого города. Вспомнился интересный разговор с мало знакомым человеком в поезде, где он так часто упоминал мне о том, что я являюсь частью системы, и все мои движения в большинстве своем укладываются в рамки общепринятых правил и норм. Я, словно тот самый электрон, что в организованной колонне себеподобных движется в заданном направлении по проводам. Несколько неприятно ощущать себя предсказуемым и зависимым, отдаваясь свободному течению жизни, полагаясь только лишь на желания и инстинкты. Но тем мы и отличаемся от машин, что можем действовать осознанно.

Человеческий мозг – мощнейший компьютер, который также, получая питание, решает определенного рода задачи. Взять к примеру зрение. Не существует в мире столь же четкого видео, насколько четко и мягко реальность вливается к нам в глаза. Не существует такой камеры, которая способна обработать такое же количество пикселей, как человеческий мозг. Вы видели в продаже видеокамеру в двести шестьдесят мегапикселей?! …но вы смотрите в нее каждый день. Зрачок посредством маленьких мышц сужается и расширяется для того, чтобы фокусировать изображение, все зависит от того, куда мы намерены смотреть, насколько близко или насколько далеко. Эту же операцию при съемке фото или видеокамерой выполняет объектив. Изображение воспринимается микроскопической матрицей, подобно сетчатке глаза. Процессор видеокамеры обрабатывает каждый пиксель и укладывает биты в определенном порядке, который задает программа записи и воспроизведения. При этом на дисплее мы видим отражение той реальности, которую способна узреть и воспроизвести эта камера. На рынке много различных моделей, все они отличаются качеством записи, глубиной цветов и прочим, но если их сравнивать с нашим зрением, понимаешь, насколько они ограничены. Ограничены разрешением съемки, дальновидностью зума, количеством оттенков записи и многим другим. К примеру, существуют стандарты количества оттенков изображения, от черно-белого, до многомиллионного. Каким бы не было это изображение, реальность просматривается нами гораздо мягче и мозгу не приходится дорисовывать в общую картину недостающие частички пазла. Отсюда и уставшие глаза, и головные боли при длительном контакте с монитором.

Звук. Имея кучу различных параметров, относится к колебаниям молекул в различных средах. На сегодняшний день изучен во всей красе. Музыка, радиотрансляция, сотовая связь – основаны, так или иначе, на тех же самых колебаниях молекул. Частота – одна из основных характеристик звука. Человек способен воспринимать звуки с частотой от 20 до 20 000 герц (количество колебаний в секунду), но при этом, чувствует себя не комфортно, если слышит из динамика песню с частотой дискретизации даже в 22 050 герц. Это говорит о том, что в реальности – человеческий слух гораздо тоньше, нежели об этом повествует физика. Звуковой файл, записанный в любом формате, с любой частотой, любым битрейтом – является ограниченной частью реального звучания. Это как смотреть в маленькое окно, не видя остального мира; как дышать сквозь противогаз, не ощущая запахов; как касаться чего-то сквозь перчатки, почти не осязая предмета…

Компьютер в целом состоит из различных электроузлов. Питание – блок питания преобразует электричество в удобную для восприятия системы форму. У человека это кислород и другие химические элементы, полученные путем газообмена в легких и процессами пищеварения в пищеварительной системе. Оперативная память хранит в себе текущую информацию, работает, пока на нее подается напряжение, имеет крайне ограниченный объем, относительно физической памяти. Человек решает текущие мелкие задачи, о которых мгновенно забывает, в памяти это хранится очень короткий промежуток времени, это временная (быстрая) память. Физическая память на компьютере в виде жесткого диска или флеш памяти имеет немалый объем. При этом использование более эргономичных форматов экономит пространство. У человека существует такая же физическая память, только информация хранится в виде результата химической реакции и все же больше напоминает флеш память. Ведь если заряд на флешке полностью иссякнет, информация на ней будет утеряна, так же и у нас, если мы какой либо информации не даем подпитку, периодически не вспоминая ее, она попросту стирается. Процессор на компьютере отвечает за математику, он постоянно вычисляет. Информацию к нему подгоняет оперативная память и результаты забирает тоже она, словно секретарь. Люди отличаются коэффициентом интеллекта (IQ), это можно сравнить с частотой процессора на компьютере.

Таким образом, современные вычислительные машины далеки до совершенства, но мы используем их возможности почти на сто процентов. Человеческий мозг – совершенство и мы его почти не используем. Новое поколение рождается и растет в новом информационном поле, развивается гораздо быстрее. Может быть, когда-то, мы придем к тому, что одно слово будет заменять книгу.

Автор статьи - Алексей Синякин

Мы любим фантазировать и по-детски наивно хотим верить в то, что разум, созданный искусственно, станет нам не просто помощником в повседневных делах, а другом, компаньоном и равноценным партнёром. Мы мечтаем о том, что искусственный разум будет способен общаться, творить, писать песни, развиваться самостоятельно, влюбляться и шутить.

Видео: отрывок из кинофильма «Двухсотлетний человек» по повести Айзека Азимова

Но будем реалистами: на настоящий момент то, что мы называем искусственным интеллектом - это компьютерные программы, призванные смоделировать процессы человеческого мышления. Собственно, так называется и наука, изучающая проблемы воссоздания разумных действий и рассуждений с помощью искусственных устройств и вычислительных систем. Проблема в том, что мы не понимаем всех механизмов человеческого интеллекта, поэтому и создать идентичный человеческому разум не можем. Более того, кажется, мы и не очень-то стремимся понять хоть что-то о нашем разуме. До сих пор в науке идут споры: насколько реально сознание. Именно при изучении нашего разума (с помощью нашего же разума) наука встаёт в тупик. Наука, как сфера деятельности, стремящаяся к объективности, не знает, с какой стороны подойти к субъективному явлению человеческого сознания (субъективному в том смысле, что оно состоит из субъективных ощущений, чувств и восприятия).

Основные вопросы о сознании:
Каким местом человек думает?
Как он этим местом думает?

Этой проблемой с 80-х годов прошлого столетия занимается Джон Сёрль , известнейший американский философ, профессор Калифорнийского университета, ведущий мировой специалист по философии искусственного интеллекта. Ещё он человек с непередаваемым чувством юмора. Проведите 15 приятных минут с Джоном Сёрлем и его сознанием:

Именно Сёрль поднял проблематику так называемых «сильного и слабого искусственного интеллекта».

Слабый искусственный интеллект - это компьютерные программы, от которых ожидается решение узкого спектра заранее определённых задач.

Сильный искусственный интеллект - это такие программы, которые будут способны мыслить, принимать решения, осознавать себя и окружение; при этом необязательно при этом будут являться моделью именно человеческого разума. Появится ли у сильного искусственного интеллекта способность к сопереживанию - остаётся неизвестным даже в теории.

В середине XX века, когда были созданы первые компьютеры и зародилась теория алгоритмов, вопрос об искусственном интеллекте был впервые поднят в научном сообществе.

1950

В 1950 году Алан Тьюринг, английский математик с непростой судьбой публикует статью под названием «Может ли машина мыслить?» . В статье он ставит вопрос: насколько различается искусственное мышление от человеческого? С целью ответа на этот вопрос он изобретает эмпирический тест, который впоследствии стал известен как тест Тьюринга.

Стандартная интерпретация теста Тьюринга:
Человек взаимодействует с одним компьютером и одним человеком. На основании ответов на вопросы он должен определить, с кем он разговаривает: с человеком или компьютерной программой. Задача компьютерной программы - ввести человека в заблуждение, заставив сделать неверный выбор.

Предполагается, что этот тест поможет определить тот момент, когда машина сравняется в плане разумности с человеком.

2014

В 2014 г. это произошло: программа-бот выиграла тест Тьюринга. Программа, созданная российскими разработчиками, притворялась тринадцатилетним подростком из Одессы под псевдонимом Eugene Goostman. Во время серии тестов в британском университете Рединга Юджин смог убедить 30% судей в том, что он - человек.

Значит ли это, что человечество уже добилось искусственного интеллекта? Нет. Сами разработчики говорят, что тест Тьюринга - отнюдь не лакмусовая бумажка, которая сможет сказать: «Всё, машины поумнели, а вы, жалкие людишки, можете отдыхать». Это свидетельствует лишь о развитии математических алгоритмов и способности программ оперировать синтаксическими средствами, свойственными человеческому языку. Вам же не придёт в голову назвать разумным смартфон, распознающий вашу речь и реагирующий на неё определённой последовательностью действий? Чат-бот Юджин скорее является представителем слабого интеллекта, чем сильного. Это не самообучающаяся и не осознающая себя система.

Кстати, о непростой судьбе самого Тьюринга:
Этот английский учёный после Второй мировой войны занимался взломом шифров нацистской шифровальной машины «Энигма». Вскоре после начала работ он был обвинён в гомосексуализме и согласился на прохождение принудительной гормональной терапии. Помимо этого его лишили доступа к секретным материалам и был вынужден прекратить исследования. В 1954 году Тьюринг умер от отравления цианидом, по официальной версии - вследствие самоубийства. А в прошлом году великий криптограф и математик был посмертно помилован британской королевой.

1997

В 1997 г. супермощный компьютер от IBM под названием Deep Blue выигрывает многократного чемпиона по шахматам Гарри Каспарова. Надо сказать, что Каспаров играл с этим компьютером годом ранее и одержал уверенную победу 4:2. За год компания IBM усилила его мощность почти в два раза. В этот раз Каспаров проиграл неожиданно, сдавшись на 45 ходу. Есть мнения, что при анализе спорного 44 хода чемпион и его команда вполне могли переоценить силу компьютера, что и привело к поспешной капитуляции.

Каспаров на церемонии закрытия этой исторической игры требовал реванша и обвинял IBM в нечестной игре (о, это так по-человечески!), но IBM вместо этого распустила команду Deep Blue. Но суперкомпьютеры продолжали свою жизнь, и их мощности используются сейчас для молекулярного моделирования в швейцарском центре Blue Brain .

2011

Снова IBM со своей разработкой под названием . Эта система способна воспринимать человеческую речь и производить поиск с помощью алгоритмов. Watson в 2011 г. сыграл в американской игре Jeopardy! (российский аналог - «Своя игра»), где и обошла обоих своих противников.

2012

Google, несомненный лидер по производству сервисов будущего, в 2010 г. начал тестирование автомобилей, оснащённых специальной системой беспилотного управления. Система собирает информацию с Google Street View и считывает реальную ситуацию с видеокамер, датчика на крыше, в передней части авто и датчика на заднем колесе. В проекте участвуют 10 автомобилей, 12 водителей и 15 инженеров. К настоящему моменту беспилотные «гугломобили» проехали уже более 500 тысяч километров с минимальным участием человека.

Мы перечислили лишь одни из самых значимых примеров систем искусственного интеллекта и их достижения. Так получается, что даже самые продвинутые из них скорее относятся к слабому искусственному интеллекту, чем к сильному. Восстания машин можно не опасаться и продолжать разрабатывать более тонкие алгоритмы взаимодействия компьютера с человеком.

А под конец предлагаем посмотреть научно-философскую притчу от «ЦентрНаучФильма», снятую в 1976 г. Открывается она диалогом из беседы с Виктором Михайловичем Глушковым , основоположником компьютерной науки и кибернетики в СССР:

Виктор Михайлович, будет ли когда-нибудь создан искусственный разум, который ни в чём не уступит человеческому? Могли бы вы ответить категорически: да или нет?
- Извольте. Да и ещё раз да. Это, видимо, произойдёт ещё до начала двадцать первого века.

Человек создал себе компьютер, который занимается вычислениями и работает с информацией. Как он это делает не секрет. В разное время он строился по разным технологиям, но его работа предсказуема и объяснима на языке двоичной математической логики. Никакой тайны. Только с развитием науки и техники внешний вид и возможности прибора менялись.

Компьютер стал людям товарищем по работе, даже другом, от которого не ждёшь подвоха и коварства, предательства, потому что он лишён зависти. Он уравновешен, спокоен, не обидчив, у него нет эмоций. Наделённый связью с внешним миром, он может выполнять целый ряд функций бесстрастного секретаря. В наше время компьютеры создаются для многих целей. Про них можно сказать, что каждый из них специалист узкого профиля, на них возложена масса наших забот. И то ли ещё будет. К сожалению, они тоже подвержены болезням и смертны. Физические травмы, удар током, износ, вирусы.
У всех современных компьютеров есть существенный недостаток. Они лишины творческой инициативы, не принимают самостоятельных решений, не изобретают неожидано нового, не могут делать открытия. С ними можно советоваться, но нельзя дождаться оригинального решения. Они прекрасные исполнители рутинной работы. И спасибо их создателям за это. Низкий поклон.
У меня был любимый компьютер – пылесос. Он без устали катался по всей квартире, чистил полы и ковры. О своей подзарядке заботился сам. Для этого он сам подкатывал к электрической розетке, подключался и, насытившись, отправлялся работать дальше. Он редко беспокоил меня, и только в том случае, когда надо заменить мусорный мешочек. Мне с ним было комфортно.

С появлением компьютеров наша жизнь настолько качественно изменилась, что мы даже забыли все бесконечные мелочные трудности и недоразумения. Будто всю жизнь так и было. Из-за него любимого опустели кинотеатры, мы забыли, что такое очереди в билетных кассах. При желании можно не таскаться по магазинам в поисках одежды. Сидишь за компьютером и через интернет выбираешь нужную вещь. Заказываешь и получаешь. Но есть и побочные эффекты. Например, наши дети не знают, что такое дворовое братство. Теперь нет шумных игр во дворах. Зато не так часто нечаяно бьются стёкла в окнах. Родителям не приходится краснеть за детей. Как всегда что-то теряем, что-то находим.
У современного компьютера небольшой по объёму мозг – процессор. Габариты прибора в целом определяют сервисные детали и устройства. Процессор можно поместить на кольце, сделав перстень, и носить его на пальце, но он нуждается в обслуживании, доставке и выводе информации, соблюдении температурного режима, обеспечении безопасности и питании, а это дополнительный объём и вес, на пальчике не разместишь.

И у человека небольшой по объёму мозг, а остальное сервиз. Как бы гордо ни звучало слово «человек», по своей сути, люди биологические многофункциональные компьютеры. Мозг – процессор. Защищён черепной коробкой. По сравнению с ним большое тело предназначено для обслуживания мозга. Задачи у человеческого тела несравнимо серьёзнее, чем у ноутбука. Среди других не менее серьёзных, например, обеспечение безопасности и питания, строгое соблюдение температурного режима, обмен информацией, самовосстановление, самовоспроизведение и саморазвитие.

В священных книгах упоминается, что из глины, был создан живой очаровательный и очень любознательный первый парень на земле по имени Адам. Скорее не создан, а сотворён, по нашим представлениям, настоящим красавцем! Ничего лишнего. Все клеточки тела под контролем мозга, и функции их чётко определены.
Глаза человека - радиолокаторы, способные принимать электромагнитные волны только определённого диапазона. Людям даровано зрение для любования окружающим миром и защиты от него. Время от времени на небе появляется радуга – напоминание о нашем диапазоне видения. Мы не различаем микроорганизмы и не фиксируем микрочастицы, не ощущаем за пределами разрешённого диапазона ничего. Среда, в какой мы существуем представляет собой более или менее густой компот из воздуха, мелких неорганических частиц и биоорганизмов. Всё это оседает, как грязь, но нисколько не мешает нам существовать, радоваться жизни, любоваться окружением. Мы счастливы.
Уши улавливают звуковые волны ограниченного диапазона. Дарованный человеку слух избирательный, самонастраивающийся. Чувствительность слуха зависит от шума общего фона. Всё в первую очередь для обеспечения безопасности организма и во-вторую для удовольствия.
Механические волны, не видимые, но слышимые - это звуки воды, воздуха, колебания струн и некоторых предметов, источники последовательностей звуков - иногда вызывают наслаждение.
У человека огромное число каналов связи с внешним миром не только через глаза и уши, но и через нос, рот, кожу и каждую частицу его тела.

Люди живут в среде пронизанной излучениями разной природы, множеством хаотически движущихся элементарных частиц. Они этого не видят, не ощущают, не реагируют на это. И то, что человек может заметить, не всегда доходит до его сознания. Сенсорная система человека сама автономно разбирается с поступающими сигналами изолированно от сознания, лишь малая часть информации поступает на осознание. При этом человек в любом возрасте очень любопытен, он хочет знать всё и про себя, и про весь мир. Он хочет и тратит много сил и времени на удовлетворение любопытства.
Известно, что каждый при жгучем желании может мгновенно понять и запомнить большой объём информации, но может заблудиться не только в пространстве, но и в мыслях, если отвлечётся. Может смотреть и не видеть Может при желании мгновенно забыть не нужное.
Как мозг работает, досконально пока неизвестно, хотя многое в его строении изучено. И формы клеток, и линии связи, и сигналы, которые передаются от одной клетки к другой, а функции мозга не предсказуемы и необъяснимы. В этом направлении ведутся работы, но вопросов больше, чем получено ответов.
Мы можем пользоваться собой, можем развивать свои физические способности и память. Мы знаем как устроены кости и мышцы, но не знаем как технически устроена память. Не знаем пока. Ну и не надо, зато почти познали, как правильно пользоваться величайшим даром Бога, то-есть собой.

Человек способен оценивать внешнюю ситуацию, вырабатывать свои личные простые или сложные действия - реакцию на неё. Но ещё он наделён способностью вырабатывать внутри себя эмоции, как реакцию на внешние сигналы. Эмоции – это не само действие, это состояние и продукт работы сознания.
Основное отличие человека от вычислительного прибора – постоянно бурлящие в нём эмоции разной силы. Эмоции не оставляют человека даже во время сна. От того, что кто-то не помнит свой сон, ещё не значит, что после каждого сна у него одинаковое настроение. Воздействие на человека не останавливается ни днём, ни ночью. Потому в его сознании постоянно зарождаются эмоции, которые создают новый настрой каждый день.
У меня лично сложилось интересное впечатление. Если на моё врождённое любопытство накладываются какие-то эмоции, то может наступить такой уровень общего возбуждения, когда активизируются все части мозга. Возбуждение, охватывая все существо, доходит до какого-то критического порога и широким фронтом идёт распространение сигнала по нервам. Тогда может родиться новая необычная мысль, оригинальное решение. Такое состояние трудно вызывать преднамеренно. Мы называеи это озарением.
Может быть совмещение любопытства и эмоций от большого числа внешних воздействий вызывают особое состояние, то самое состояние, которое мы называем озарением. Способность длительное время удерживать в себе любопытство, ожидание чуда и есть эмоциональное состояние, которое позволяет изобретать, делать открытия, писать стихи, рассказы, придумывать картины, музыку и так далее? Не это ли и есть способность человека к творчеству? Не появляются образы и предвкушения в полном равнодушии, равновесии, спокойствии. Напротив, идеи фонтанируют при эмоциональном возбуждении и концентрации всех физических сил. Может быть поэтому умственное напряжение вызывает огромную физическую усталость.
Выходит для создания творческого компьютера не годится двухзначная логика, в этом случае необходима многозначная пороговая логика. Нужен новый раздел математики. За этим дело не встанет, не за горами время, когда люди создадут сначала простейшие творческие устройства, а потом реализуется мысль современных сказочников. Давно ведутся работы с троичной логикой и с пороговой логикой, но это первые шаги к созданию творческого интеллекта.
Вспомним, что человека создал Бог, и склоним свои головы перед ним в восхищении и в глубочайшем уважении. Он создал нас - творческие организмы и сохранил за нами свободу выбора.
Когда-то Адам и Ева ослушались своего творца, сорвали и съели яблоко с дерева познания. С тех пор человечество мучает жажда знаний. Шаг за шагом люди движутся по дороге познаний, не взирая на все беды и препятствия. Люди заняты исключительно интересным делом. В этом их отличие от умных компьютеров нашего поколения и может быть от всего животного мира.

Рецензии

Добрый день, Зоя.
Однажды и навсегда, я влюбился в ваш образ молодой (фото; на странице вашей).

Но, не понимаю теперь вас, - за что вы ратуете?
За безэмоциональные устройства, которые "с троичной и пороговой логикой" смогут возбудить у людей какие-то новые и, доселе неизвестные, чувства?
Жизнь вновь должна стать сказкой и, верно, - виртуальной, во всех её проявлениях?
И, все разочарованные в мире этом (за счёт новых технологий), - обретут вновь своё счастье?
---
Нет, нет и нет, - глупость.
Земля наша не создана для счастья человека, а лишь для проверки души человека на "вшивость". Жизнь на Земле наших душ - миг, за которым стоит настоящая долгая и творческая жизнь во Вселенной (если заслужим её, здесь пребывая).

Всё прочее - сказки лишь.

Спасибо, Валерий за отзыв. Мне потребовалось время, чтобы вспомнить почему я написала этот рассказ, потребовалось время для осмысления вашего замечания и для того, чтобы ответить.
Простите меня за задержку с ответом. Я стала очень медлительна.
Выяснилось, что я согласна с вами в том, что новые технологии не дадут людям счастья. Согласна, что наша жизнь - это миг, когда проверяется душа на вшивость.
Признаюсь вам, что ваше творчество мне сразу понравилось, оно оказалось настолько познавательно и убедительно, что похоже на глубокое исследование, и я прониклась огромным уважительным доверием к вам. В какой-то мере вы стали моим учителем.
Если помните, Ландау говорил, что женщины любят учиться. Это наверно про меня.)))

С 1958-59 годов почти до конца своего трудового времени я принимала участие в разработках вычислительных средств, потому неравнодушна к успехам в этой области.
Интересуюсь по мере сил результатами работ программистов и схемотехников.

Мне пришлось на своей шкуре испытать условия жизни крестьян и ремесленников феодального общества и дожить до уровня быта 21 века. Кое-что я понимаю во влиянии на развитие науки и техники, на сознание и быт человека современных возможностей компьютеров.
Использование компьютеров в создании роботов для освобождения людей от рутинной обременительной работы я приветствую. Освобождение времени от тупой работы даёт человеку время для самосовершенствования. НО... люди постоянно сильно отстают в своём развитии от общечеловеческих знаний. Большинство людей, как всегда невежды.
Развитие знаний у человечества движется со скоростью курьерского поезда, а развитие отдельных людей идёт со скоростью пешехода.

Как бы ни совершенствовались искуственные интеллекты, за счёт развития новых алгоритмов и технологий человеческие души, которые по своей природе могли бы развиваться с большей скоростью, отстают, не успевают.

Человек создан искусственно Богом, говорили нам служители всех религий. Учёные уже согласились, что человек искуственно создан, но как и кем? Считаем Богом.

Попытки заменить человека в творческой деятельности, создание искуственного интелекта - я не считаю источником счастья людей.

У меня сложилось такое впечатление, что жизнь на Земле - это и есть жизнь в Раю, который мы сами должны создать. Зло и ад придумали люди. Поскольку на земле наша цивилизация не первая, и все предыдущие либо сами себя уничтожили, либо их уничтожили Боги, у которых кончилось терпение на зарвавшихся идиотов, то вполне может быть, что болезнетворные микробы и вирусы создали безумные люди прошлых цивилизаций также, как сейчас создают бактериологическое оружие современные биологи.
А вот насчёт души я ничего не могу предположить. Не хватает смелости знаний и ума. Честно. Если мы биологические приборы, то может быть с нашей поломкой и душа, как продукт мозга, тоже исчезнет? Скоро я это сама узнаю. Но похоже, что информация не исчезает. Она хранится в пространстве и некоторые люди имеют к ней доступ. Иначе как объяснить озарение, предсказание и так далее.
Вот такие странные мысли посещают мою голову. Они меня пугают и я ухожу от них.

Я больше интересуюсь творчеством людей без зла, зависти и жадности. За это я ратую. Мы слабые создания, грешим и каемся. Хочется стать свободнее от пороков.
С уважением
Зоя

Простите меня, Зоя. Я верно был слишком строг по отношению к вам.
------
Ваше право - не верить ни в Бога, ни в черта; несмотря даже на то, что "учёные уже согласились, что человек искусственно создан")))

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Великасова Марина

человек или компьютер?»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 100»

Выступление на научно-практической конференции

«Мир здоровья»

«Искусственный интеллект: кто умнее,

человек или компьютер?»

Подготовила выступление

Ученица 11 класса Б

Великасова Марина

Руководитель:

Учитель информатики

Папшева В.В.

г. Новокузнецк – 2005г.

В этом году школьному предмету информатике исполнилось 20 лет. Введение в школьную программу такой дисциплины, как информатика, существенно изменило соотношение других учебных дисциплин в школе. Изменилось мышление, представление детей о мире техники и, в частности, о «компьютерном мире».

Целью моего исследования являлось выяснение отношения учащихся к проблеме «Человек и ЭВМ».

Исследование заключалось в проведение устного и письменного опроса учащихся разного возраста с последующим анализом и сравнением полученных данных. Участвовали в исследовании школьники в возрасте от 11 до 14 лет. Всего было опрошено 135 человек со следующим распределением по возрастам: 11 лет – 19 человек, 12 лет – 54 человека, 13 лет- 48 человек, 14 лет – 14 человек.

Ответы на группу вопросов «Человек и ЭВМ», на мой взгляд, интересные и показательные. Чтобы заинтересовать школьников темой обсуждения, некоторые вопросы были представлены в форме рассказов с проблемными ситуациями.

Итак, главный вопрос – «Искусственный интеллект: кто умнее, человек или компьютер?»

В привычных понятиях «мышление» и «интеллект» таится много загадочного и неизвестного. Попытки точно сформулировать эти понятия обычно ставят нас в тупик. Даже профессионалы, занимающиеся изучением мозга и моделированием процессов мышления, затрудняются четко определить, что такое интеллект.

В качестве примера можно привести вариант определения, предложенного американским специалистом в области искусственного интеллекта М. Минским: «Никто не возьмет на себя смелость объяснить другим людям значение слова, которое они и без того хорошо понимают. Так что будем его употреблять в том смысле, в котором оно обычно употребляется: интеллект – это способность решать трудные задачи, скажем такого типа, как построить ракету или систему дальней связи. Важной особенностью того, что мы называем интеллектом, является способность решать в широком масштабе новые, нетрадиционные задачи…».

Приведенное определение далеко не бесспорно. Мыслящий человек может с ним не согласиться и предложить свое определение. Но это не так просто сделать. Трудность (и одновременно парадокс) заключается в том, что мы всю жизнь используем свой интеллект, почти ничего не зная о нем.

Человек обладает той или иной степенью интеллекта. Человек накапливает знания, не меняя способ мышления и не забывая уже известных фактов (по крайней мере, большей ее части). В основе человеческой деятельности лежит мышление. Пример:

Звенит звонок на урок, и вы направляетесь в класс. Это - автоматическая реакция, т.е. решение задачи, которую ставит перед мозгом внешний сигнал – звонок.

Пример:

Звучит вопрос учителя, и вы поднимаете руку, если хотите, чтобы вас спросили или, например, опускаете голову, если не хотите этого. Результат, к которому вы стремитесь, - это цель, на достижение которой направлены мыслительные процессы, протекающие в человеческом мозге.

«Носителем» интеллекта является наш мозг. Интеллект человека реализуется с помощью процессов, происходящих в определенных его частях.

Человеческий мозг – это огромное хранилище знаний. Человек постоянно приобретает новые знания и применяет их к возникающим ситуациям.

Известна метафора: мозг – это компьютер. Она основывается на том, что электронные компоненты компьютера, перерабатывая информацию, «распознают» (дешифрируют) различные сигналы, отфильтровывают ненужные и обрабатывают те из них, на работу с которыми они запрограммированы. Клетки мозга проявляют эклектическую активность, а их совокупности представляют собой функциональные подсистемы. Поэтому их можно рассматривать как живые транзисторы, образующие большие интегральные схемы (БИС), предназначенные для выполнения интеллектуальных функций.

На стыке двух наук – информатики и нейробиологии – зародилось новое научное направление, получившее название «искусственный интеллект». Оно нацелено на создание методов и средств решения интеллектуальных задач с помощью компьютеров.

Другими словами, искусственный интеллект (ИИ) – это система, моделирующая на компьютере мышление человека.

Человек создал себе конкурента, т.е. объект с искусственным интеллектом «по образу и подобию своему». Такие «думающие машины» способны не только распознавать речь, но и зрительные образы, также они могут решать с быстродействием трудоемкие задачи, и их деятельность может быть направлена на решение других поставленных для них целей.

Механизм формирования высших функций мозга, таких как сознание, творчество, мышление в целом, представляют собой одну из фундаментальных тайн природы, которая давно привлекает внимание специалистов различных областей знания. В настоящее время широко распространено представление о том, что наш мозг функционирует подобно большой ЭВМ. Несмотря на то, что такое представление аргументировано, оно встречает обоснованные возражения, связанные с существованием некоторых важных свойств человеческого мышления, которые не находят удовлетворительного объяснения в рамках модели мозга как вычислительной системы. К ним относятся интуиция, подсознательные побуждения, управляющие поведением, эмоциональные оценки сложных явлений (такие как чувство гармонии и красоты) и другие еще более таинственные свойства мозга, которые, возможно, простираются вплоть до гипноза.

Так рассуждают ученые. А вот что думают по этому вопросу наши школьники.

Опрос обучающихся 5-6-х классов показал, что 80% обучающихся считают, что умнее человек, а вот на вопрос «Кто сильнее, человек или компьютер?» мнения разделились: 50% обучающихся считают, что сильнее человек, а 50% - компьютер.

Вот какие доводы приводят ребята этой параллели классов.

Вопрос - «Кто умнее, человек или компьютер?»

«Многие люди считают, что если что-нибудь нужно узнать, надо обращаться к компьютеру. Но есть и книги, и прекрасные выводы ученых. Я считаю, что человек все-таки умнее компьютера». (Дунаев Иаков, 5-а класс).

« Я хочу сказать ученым, что компьютер умнее человека. Когда человек не знает чего-либо, он обращается к компьютеру». (Воловникова Кристина, 5-а класс).

«Умнее человек. Он сам думает, размышляет, говорит и пишет свою мысль. А компьютер выдает чью-то информацию». (Калыков Алтын, 5-а класс).

Вопрос - «Кто сильнее, человек или компьютер?»

«Я думаю, что сильнее человек. Он живет и радуется жизни, и тем он набирает силы, а компьютер стоит на столе и стоит». (Мельникова Дарья, 5-а класс).

« Компьютер сильнее человека, он может работать сутками. Человек не может работать без сна и отдыха». (Калыков Алтын, 5-а класс).

«Человек сильнее компьютера, потому что он может продать компьютер, выкинуть его. Человек умеет драться, а компьютер может драться только в игре. Я хочу сказать ученым, что компьютер в будущем будет еще умнее, а человек еще сильнее». (Воловникова Кристина, 5-а класс).

«Человек, несомненно, сильнее компьютера. Еще я считаю, что он мог бы прекрасно жить и без компьютера». (Дунаев Иаков, 5-а класс).

«Главное, что надо запомнить, что компьютер без человека – мертвое железо! Сила и ум компьютера полностью зависят от сигналов, которые в компьютер заложил человек». (Маркин Антон, 5-а класс).

« Я думаю, что человек сильнее, чем компьютер. Человек питается пищей, компьютер – электричеством, люди рождаются, а компьютеры – производятся. Человек управляет компьютером, не компьютер человеком. Человек дает силу компьютеру. Я хочу, чтобы производители подумали о том, что компьютеры могут в будущем занять место человека». (Неустроев Стас, 5-а класс).

«Я считаю, что компьютер умнее человека. Просто человек, который создал компьютер, не предусмотрел все возможности компьютера. Когда человек создал компьютер, он был умен, но в дальнейшем компьютер развивался и становился умнее человека». (Лобанова Татьяна, 5-а класс).

«Я думаю, что человек и компьютер равны по силе. А умнее все-таки человек!» (Малыгина Юлия, 6-а класс).

А вот рассуждения, которые привел по этим вопросам Котельников Сергей, 5-а класс.

« Кто умнее, человек или компьютер? На первый взгляд может показаться, что компьютер, несомненно, умнее человека, так он в своей памяти содержит гораздо больше информации, чем мы. Он во много раз быстрее производит всевозможные вычисления. Ему в какой- то степени даже легче «жить», так как из его памяти в любое время можно удалить то, что не нужно, а вот из памяти человека, к сожалению, это сделать совершенно невозможно, и порой люди мучаются всю жизнь терзающими их воспоминаниями. И все же, кто умнее? Однозначно – человек! Ведь это именно он, опираясь на свои познания во многих областях и свой опыт, создал себе в помощь такую умную машину.

Кто сильнее, человек или компьютер?

Мне кажется, что совсем невозможно сравнение по этому параметру. Физическую силу соотнести нельзя в данном случае. Сильны здоровьем? Если брать обобщенный опыт человечества, то, конечно, человек сильнее, так как именно он изобрел компьютер. Правда, если за клавиатурой сидит не специалист, то, естественно, что машина в этом случае умнее человека. У человека есть душа, и он в ней силен, он способен преодолеть и познать многое (даже без помощи компьютера, а вот компьютер без человека обойтись не может)».

Опрос обучающихся 8-х классов по этим же вопроса позволил сделать вывод, что ребята этой параллели считают, что компьютер и человек равны по силе, а по уму человек уступает компьютеру.

«Человек использует всего 10% возможностей своего мозга, и все-таки человек умнее машины».

«Компьютер умнее человека. У него больше памяти. Компьютер подсказывает, где ошибки и где нужно поставить запятые».

«Если в драке без правил и с оружием, то победит человек, а если по подниманию тяжестей, то – робот».

В процессе исследования учащиеся сами придумывали и задавали разные вопросы мне и друг другу. Оказалось, что вопросы, связанные с взаимодействием человека и ЭВМ (в частности, с компьютером) их волнуют и им интересны.

Может ли компьютер действовать без участия человека?

Сможет ли компьютер, обученный правилам игры в шахматы, одержать победу над шахматистом-человеком?

Кто, люди или компьютеры, наиболее эффективно выполнят задачи исследования?

В каких, на ваш взгляд, видах спорта победу одержат люди, а в каких роботы?

Если робот принял человеческий облик, по каким качествам можно отличить от него человека?

Ответы на последний вопрос показались мне интересными. Я приведу несколько ответов на них.

– Как отличить человека от робота?

Отличить человека от робота можно по следующим признакам:

По привычкам (у человека они есть, у роботов – нет);

По реакции животных (собака может определить, кто перед ней, робот или человек);

По отношению к природе (робот не может любоваться красотой природы), к животным

У роботов нет крови;

По цензурной речи робота

Робот никогда не сможет продолжить свой род, у него нет родителей;

Робот не умеет расслабляться;

Человек чувствует обиду, боль;

По реакции на магниты;

Робот не дышит;

У робота нет чувства юмора;

У робота нет сердца, он не умеет любить;

У робота нет характера;

У робота лучше зрение и он не моргает;

По глазам, у человека – грустные, влюбленные, радостные глаза, а у робота - мертвый взгляд;

Роботам не снятся сны;

По внешнему виду;

Робот не устает;

У робота нет слез;

Робот не умеет обманывать, пока его этому не научат;

«У человека быстро передвигаются ноги, а у робота они – заедают».

« Робот не понимает вкус жизни, ему безразлична она. Он не знает страха перед смертью. Он «не держится» за жизнь»

«Человек появился от бога, а робот от человека».

«Робот не полноценен, а его внешность обманчива».

«Я очень хочу увидеть настоящего робота!»

«Если бы я встретила робота, испугалась бы и подумала: «До чего дошла технология!»

«Без стремления человека улучшить жизнь, изобрести новое – не было бы никаких роботов. В дальнейшем человек изобретет и научится делать роботов, похожих обликом на человека. Но, несмотря на все выдающиеся способности роботов, они никогда не будут похожи на людей, ведь только у человека есть такие чувства как жалость, самопожертвование, только люди обладают такой гаммой эмоций, как гнев и радость, смех и слезы, любовь и ненависть». (Бушнина Дарья, 7-а класс).

«Если бы робот в обличии человека пришел бы к нам в класс, я узнал бы его сразу, а может и нет!».

«Если сзади торчит проводок, то нужно спросить: «Что это?» Если ответит: «Это моя система», значит это – робот».

«Робот может прожить без воздуха».

«Роботу никогда не стать лучше человека. Ведь мир принадлежит людям, а не роботам!»

«Робот не способен любить. Ведь любовь – это чувство, присущее только людям. Любить может только человек, у которого есть сердце».

«Разве робот сможет написать трагедию «Ромео и Джульетта», сочинить симфонию?»

Сочинение Языковой Татьяны, ученицы 7-а класса

«Конечно, робот может принять облик человека. Но он много не будет знать, понимать. Например, почему идет дождь, снег.

Однажды произошла такая история. Робот гулял в парке, где играли дети. Светило солнце. И внезапно пошел дождь. Люди достали зонты, а робот растерялся и стал кричать. Он очень испугался и встал под крышу дома. Там сидел мальчик и радовался дождю. Робот спросил мальчика: «Почему ты так радуешься дождю?» Андрей ответил: «Это так красиво и приятно. Светит солнце и идет небольшой дождик!» «Просто, я робот и не понимаю всего этого», - ответил робот. Но мальчик не испугался, не бросил робота, не убежал к папе с мамой. Он удивился этой встрече. Андрей познакомился с роботом. Это осталось их тайной. С тех пор робот нашел своего хорошего друга и не боится дождя».

Полученные данные заставляют задуматься о том, что большинство учащихся 7-8-х классов признают превосходство компьютера над человеком. А вот 5-6-классники считают, что человек главнее и значительнее компьютера. Может быть, стоит на уроках информатики больше проводить бесед на такие темы, как вышеизложенные вопросы. И тогда ученики придут к выводу, как в том мультфильме: «Компьютеры и люди, давайте жить дружно!», и «компьютер может стать дружественным и могучим помощником ребенку в развитии его интеллекта» (А.П. Ершов).

Литература.

  1. Волков А. «Ну что, брат человек, теперь я твой преемник!» / Знание-сила. -2001. № 10. –с. 10-17.
  2. Вершинин О.Е. За страницами учебника информатики: Книга для учащихся 10-11 классов средней школы.- М: Просвещение, 1992.
  3. Петров В. Вести себя по человечески / Техника молодежи. – 2002.– 4. с.4-5.
  4. Тимофеев А.В. Информатика и компьютерный интеллект. – М: Педагогика, 1998.
  5. Сергин В. «Мозг, как вычислительная система» / «Информатика и образование» – 1997 № 6 – с. 99-104.
  6. Земля у нас одна / Техника – молодежи. –2003. –№7. с. 5-6.
  7. Петров В. Вести себя по человечески / Техника – молодежи. – 2002.– 4. с.4-5.
  8. Роботы, которые умеют плакать / ГНО. – 2003. – № 6. - с.18.