Предписание органа гпн. Исполнение предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Как обжаловать предписание Госпожнадзора

Ленинский районный суд г. Кр-ска
Адрес: г. Кр-ск, пр-т Ленина, д.2
Тел.: 41-92-81

Заявитель: Иванов Иван Иванович
Адрес: г. Кр-ск, ул. Ленина, д.50, кв.25
Тел. 7 914 862 5126
Заинтересованное лицо: Государственная инспекция
По пожарному надзору Ленинского района
Адрес: г. Кр-ск, ул. Попова, д.30
Тел. 7 934 853 9412

Заявление о признании незаконным предписания государственного инспектора по пожарному надзору

05.08.2018 было проведено обследование мест общего пользования первого подъезда многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Кр-ск, ул.Ленина, д.50.

07.08.2018 государственным инспектором Ленинского района г.Кр-ска по пожарному надзору Петровым П.П. в отношении Иванова И.И. было вынесено предписание, которым на него возложена обязанность демонтировать металлическую конструкцию (перегородку), установленную на лестничной площадке. Считаю, что такое предписание незаконно, поскольку вынесено с нарушением законодательства, так как я не был своевременно уведомлен о проводимой проверке, распоряжение о ее проведении мне не вручалось, как и не вручался оформляемый по результатам ее проведения акт. О месте и времени обследования он извещен не был. Кроме того, инспектором не выяснялись обстоятельства того, кем была установлена данная перегородка, а также имеются ли документы, свидетельствующие о правомерности ее установки.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Как установлено ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, а также созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю.

Согласно п. 5 положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 № 290, органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также рассматривают обращения и жалобы организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

В силу положений п. 17 данного положения, на должностных лиц органов государственного пожарного надзора возложена обязанность проводить соответствующую проверку.

При этом из данного пункта также следует, что такая проверка проводится на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о ее проведении в соответствии с ее назначением в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно п.п. 2 п. 46, п. 49 административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного на основании Приказа МЧС РФ от 01.10.2007 №517, и действующего на момент вынесения обжалуемого предписания, на основании поступивших в органы ГПН обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, может быть проведена внеплановая выездная проверка.

При этом согласно п. 50 данного административного регламента «О проведении внеплановой выездной проверки», лица уведомляются органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

На основании изложенного прошу:

Признать предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности, составленное государственным инспектором Ленинского района г.Кр-ска по пожарному надзору Петровым П.П. 07.08.2018 в отношении Иванова И.И. незаконным и отменить.

При проведении проверки пожарной безопасности и в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН, проводившее проверку, обязано выдать предписание об устранении нарушений или несоответствий с указанием сроков их устранения, а также составить протокол об административном правонарушении, связанном с нарушениями требований пожарной безопасности.

Таким образом обжалование проверки можно условно разделить на обжалование предписания органа Госпожнадзора и обжалование протокола административного правонарушения.

Как обжаловать предписание Госпожнадзора

Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору вправе обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о порядке обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН должна размещаться на информационных стендах в помещениях органов ГПН и официальных сайтах территориальных органов МЧС России, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

При личном обращении граждан должностные лица органов ГПН обязаны проинформировать о порядке обжалования действий (бездействия), решений органов ГПН и должностных лиц органов ГПН.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) должностных лиц органов ГПН и принятые ими решения. Обжалование решения или действия (бездействия), принятого или осуществленного по результатам проверки, производится в течение пятнадцати дней с момента принятия решений и (или) осуществления действий (бездействия) должностным лицом органа ГПН. На период срока, установленного для рассмотрения жалобы, вступление в силу обжалуемых документов и их действие не приостанавливается.

В письменной жалобе в МЧС обязательно должны быть указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя.

Кроме того, лицо, направляющее жалобу на действия (бездействие) и решения должностных лиц органа ГПН, в обязательном порядке указывает в своей жалобе на предписание ГПН :

    наименование государственного органа, в который направляется жалоба;

    фамилию, инициалы должностного лица органа ГПН, которому подается жалоба;

    сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

    наименование органа ГПН, ФИО должностного лица органа ГПН, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

    доводы, на основании которых заинтересованное лицо несогласно с решением и действием (бездействием) органа ГПН, должностного лица органа ГПН;

    ставит личную подпись и указывает дату.

    в случае необходимости в подтверждение своих доводов заинтересованное лицо может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии

Жалоба на предписание МЧС заинтересованного лица может быть направлена на имя:

    руководителю органа ГПН;

    руководителю вышестоящего органа ГПН на решение или действие (бездействие) любых должностных лиц нижестоящего органа ГПН.

Поступившая жалоба должна быть зарегистрирована не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления и рассмотрена в течение 15 дней со дня ее регистрации. Результатом рассмотрения жалобы может быть полное, частичное удовлетворение заявленных претензий либо отказ в их удовлетворении с обоснованием причин.

Пример предписания Госпожнадзора МЧС представлен ниже:

Порядок обжалования предписаний

Несоответствие документов, издаваемых и составляемых должностными лицами органов ГПН является одной из формальных причин для обжалования предписаний . В ходе проведения проверки органы ГПН выдают различные документы, которые могут быть составлены с нарушениями. Такими документами могут быть:

    распоряжение о проведении проверки органом ГПН, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России N 141;

    акт проверки, форма которого установлена также приказом Минэкономразвития России N 141:

    протоколы отбора образцов продукции, проб;

    протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз.

Прежде всего необходимо обратить внимание на непосредственно наличие указанных документов: заверенная печатью копия распоряжения и акт проверки должны при любой проверке вручаться уполномоченному лицу объекта защиты. Протоколы отбора и протоколы исследований(экспертиз) должны вручаться в случае их проведения.

Важно внимательно изучить эти документы, так как в них могут быть такие не соответствия как:

    несоответствие назначенной даты проверки с ее фактическим проведением

    несоответствие фамилий указанных в документах должностных лиц с фамилиями лиц, которые фактически предъявляли свои удостоверения

    отсутствие в протоколах измерений сведений о инструментах измерения и об их поверке

    отсутствие указаний о привлекаемых экспертах в распоряжении о проведении проверки

    другие несоответствия.

При обнаружении нарушения требований пожарной безопасности проверяющий должен внести об этом запись в предписание. При этом он должен указать какому пункту и какого нормативно-правового акта противоречит выявленное нарушение. На этом этапе также возникают причины для обжалования предписания , так как при фактически правильно выявленном нарушении проверяющий может сослаться на неправильный пункт или неправильный документ при обосновании. Наличие широкого спектра нормативно-правовой базы в области пожарной безопасности, ограниченные периоды действия конкретных законов, постановлений, СНиПов, сводов правил и прочих документов, вступление в законную силу одних документов взамен старых и при этом сохранение действия старых документов, но только для ранее построенных объектов, зачастую вызывает путаницу и является причиной для самых распространенных ошибок в предписаниях Госпожнадзора.

Что касается внеплановых проверок, важно отметить, что при осуществлении внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений (несоответствия) проверяется соблюдение только тех требований пожарной безопасности, исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием об устранении нарушений (несоответствия). При этом в случае выявления нарушений, совершенных в период времени между завершенной плановой проверкой и данной внеплановой проверкой принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. Кроме того, принимаются меры для проведения общей внеплановой проверки в случае если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу или угрозу возникновения пожара.


Вместо предисловия.
Недавно инспектор отдела государственного пожарного надзора одного из районов города Владивосток проверил торговое предприятие. И выписал предписание, выполнить которое будет стоить этому предприятию больших денег.
Для остальных документ этот интересен тем, что в нем описаны нарушения требований нормативных документов по пожарной безопасности. Давайте будем учиться на чужих ошибках и недостатках.

А теперь – само предписание:

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" необходимо устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе мероприятия по надзору:

Вид нарушения требований пожарной безопасности, с указанием конкретного места выявленного нарушения/ Пункт (абзац пункта) и наименование нормативного акта Российской Федерации и (или) нормативного документа по пожарной безопасности, требования которого нарушены.

1. Двери на путях эвакуации открываются не по ходу выхода из помещений.

2. Двери на лестничных маршах не оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнениями в притворах.
Основание: 123-ФЗ ст.151, СНиП 2-01-97 п.6.18.
3. Стены на путях эвакуации обшиты горючим материалом.
Основание: 123-ФЗ, ст.151; ППБ 01-03.
4. На окнах установлены глухие металлические решетки.
Основание: 123-ФЗ, ст.151; ППБ 01-03 п.40.
5. Двери электрощитовыx выполнены с пределом огнестойкости менее 0.6 часа.
Основание: 123-ФЗ ст.151; СНиП 2.08.02-98 п.1.82.
6. Двери выхода на чердак не противопожарные.
Основание: 123-ФЗ ст.151; СНиП 21-01 -97 п.8.4.
7. Деревянные конструкции чердака не пропитаны специальным огнезащитным покрытием.
Основание: 123-ФЗ ст.151; СНиП 21-01-97 п. 7.12.
8. Не предоставлена техническая документация на покрытия и пропитки деревянных конструкций чердака с указанием периодичности их замены или восстановления.
Основание: 123-ФЗ ст.151; СНиП 21-01-97 п.7.12.
9. Складские помещения не отделены от других помещений противопожарными перегородками 1- го типа и дверями 2-го типа.
Основание: 123-ФЗ ст.151; СНиП 2.08.02-98 п.1.55.
10. С сотрудниками не в полном объеме проведен противопожарный инструктаж.
Основание: 123-ФЗ ст.151; 69-ФЗ ст.25; ППБ 01-03 п.7.
11. Допущено использование технических помещений для организации мастерских, а также хранения различных материалов, мусора.

12. Помещения чердака (технического этажа) используются для хранения продукции, и других предметов.
Основание: 123-ФЗ ст.151; ППБ 01-03 п.40.
13. Дверки пожарных шкафов (ШП) не имеют прозрачных вставок, позволяющие проводить визуальные проверки наличия комплектующих изделий.
Основание: 123-ФЗ ст.151; НПБ 151-2000 п.4.6.
14. Дверки пожарных шкафов (ШП) не имеют конструктивные элементы для их опломбирования и запирания, позволяющие безопасно открывать шкаф в экстренных случаях в течение не более 15 с.
Основание: 123-ФЗ ст.151; НПБ 151-2000 п.4.7.
15. На указателе пожарного гидранта, установленного на фасаде здания, отсутствуют цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Основание: 123-ФЗ ст.151; ППБ 01-03 п.40).
16. Помещения торговых залов не в полном объеме укомплектованы первичными средствами пожаротушения.
Основание: 123-ФЗ ст.151; ППБ 01-03 п.108 (приложение 3).
17. В торговых залах отсутствуют планы эвакуации людей в случае пожара.
Основание: 123-ФЗ ст.151; ППБ 01-03 п.16.
18. На путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности.
Основание: 123-ФЗ ст.151; ППБ 01-03 п.51.
19. В помещениях и в торговых залах на путях эвакуации допущено складирование различных горючих материалов, установка мебели.
Основание: 123-ФЗ ст.151; ППБ 01-03 п.53.
20. Аппараты отключения электроэнергии расположены внутри складских помещений.
Основание: 123-ФЗ ст.151; ППБ 01-03 п.507.
21. В помещениях складов расстояние от светильников до хранящихся товаров менее 0.5 метра.
Основание: 123-ФЗ ст.151; ППБ 01-03 п.503.
22. Допущено размещение помещения торгово - складского назначения в цокольном этаже.
Основание: 123-ФЗ ст.151; СНиП 21-01-97 п. 66.
23. Допущено хранение горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке в цокольном помещении, не имеющего оконных проемов, а также при сообщении с общей лестничной клеткой здания.
Основание: 123-ФЗ ст.151; ППБ 01-03 п.513.
24. Из торгово - складского помещения, расположенного в цокольном этаже без естественного освещения (оконных проемов), не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.
Основание: 123-ФЗ ст.151; СНиП 41-01-2003 п.8.2.
25. Под лестничными маршами допущено устройство кладовых.
Основание: 123-ФЗ ст.151; ППБ 01-03 п.40.
26. Не проведены испытания наружных пожарных лестниц на прочность (не менее одного раза в 5 лет).
Основание: 123-ФЗ ст.151; НПБ 245-2001 п. З.4.
27. Двери на путях эвакуации продуктового рынка открываются не по ходу выхода из помещений.
Основание: 123-ФЗ ст.151; ППБ 01-03 п.52.
28. Для всех производственных и складских помещений не определены категории взрывопожарной и пожарной опасности.
Основание: 123-ФЗ ст.151; ППБ 01-03 п.33.

Проверку выполнения предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности планируется провести в рамках внепланового мероприятия по надзору.

О том, какие еще замечания делает пожарный надзор, можно прочитать в материале

Проведение проверки соблюдения требований пожарной безопасности может завершиться выдачей инспектором по пожарному надзору предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности .

Право должностных лиц органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, выдавать такие предписания закреплено в статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В свою очередь, обязанность граждан, должностных лиц и организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, прописана в данного закона.

Предписание пожарного надзора нельзя оставлять без внимания.

Этот официальный документ является обязательным для исполнения, а за его неисполнение предусмотрена административная ответственность:

  • по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, может последовать наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей; на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей; на юридических лиц - от 70 000 до 80 000 рублей;
  • по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, может последовать наложение штрафа на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей; на должностных лиц - от 5 000 до 6 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц - от 90 000 до 100 000 рублей.

ВНИМАНИЕ!!! В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.05.2017 г. №100-ФЗ в часть 14 статьи 19.5 КоАП РФ за повторное невыполнение в срок предписания может последовать наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток ; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

КАК ЗАКРЫВАЮТ БИЗНЕС, КОТОРЫЙ НАРУШАЕТ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ смотри .

Как исполнять предписание?

Согласно регламентирующим документам МЧС России (п. 96 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности«, утв. Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644) в предписании об устранении нарушений указываются перечень выявленных нарушений , мест их выявления и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены. То есть, заметьте, не способ устранения, а только само нарушение. В таком подходе есть свои плюсы и минусы.

Так как, современное законодательство предоставляет возможность альтернативного исполнения предписаний, то собственник самостоятельно может выбрать способ устранения нарушения, в том числе, руководствуясь соображениями экономической эффективности. И это, несомненно - «плюс» такого подхода. «Минус» заключается в том, что собственник, как правило, не являющийся специалистом в области пожарной безопасности, не сможет самостоятельно выстроить цепочку способов устранения нарушения, чтобы выбрать наиболее оптимальный, поскольку не знаком с тонкостями противопожарного нормирования. Здесь, как и во многих сферах, действует правило - каждый должен заниматься своим делом.

Например, инспектор, побывав на вашем объекте, написал вам в предписание нарушение части 1 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: «Эвакуационные пути в здании и выходы из здания не обеспечивают безопасную эвакуацию людей» . Конечно, на ваш вопрос - «что конкретно я должен сделать?», инспектор, быть может, на словах и расскажет, что нужно сделать еще один выход, а может и два, это все надо просчитывать, да еще сделать существующие пошире и повыше, а где конкретно долбить стены - это не его компетенция, обращайтесь к проектировщикам, ну и так далее, в таком духе. А проверять исполнение предписания через год придет другой инспектор, со своим видением ситуации, и все ваши труды могут пойти насмарку.

Какие же варианты исполнения могут быть у данного предписания.

1. Ничего не делаем. По истечению срока получаем штрафы (на юридическое лицо или должностное, либо оба сразу, так как, это уже повторное нарушение) за неисполнение предписания по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, за нарушение по ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ, постановление о приостановке деятельности объекта до устранения, новое предписание на устранение.

Ориентировочная стоимость: штрафы до 300 тыс. руб + ущерб от простоя (?) + смотри п.2 все равно надо делать = ~ 1 млн. рублей.

2. Обращаемся в проектную организацию за проектом. Нанимаем подрядную строительную организацию. Строим дополнительные выходы, лестницы и т.п. Приводим в соответствие (реконструируем) существующие пути и выходы. Ждем проверку МЧС.

Ориентировочная стоимость: ~ 500 тыс. рублей.

3. Обращаемся в «Агентство пожарного аудита» за консультацией. Получаем еще как минимум 4 варианта исполнения:

Анализ предписания действующему законодательству (возможно делать ничего и не надо будет!);

Ориентировочная стоимость: от 5 тыс. рублей.

Предложения по изменению каких-либо пожарно-технических характеристик объекта, влекущих утрату оснований для выполнения предписания;

Ориентировочная стоимость: от 10 тыс. рублей.

Предложения по расчету пожарного риска (при подтверждении существующих нарушений), при положительном исходе которого, предписание будет считаться выполненным (основание п. 75 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности", утв. Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644);

Ориентировочная стоимость: от 25 тыс. рублей.

Предложения по проведению независимой оценки пожарного риска с существующими нарушениями, при положительном исходе которой, предписание будет считаться выполненным; предусмоторено снижение категории риска объекта защиты, что ведет к увеличению периодичности плановых проверок государственными органами от 4-х до 10 лет, а также вплоть до их полного исключения, при условии перехода в категорию низкого риска; снижение стоимости мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; уверенность руководителя, что граждане, находящиеся на его объекте, находятся в безопасности; возможность использования заключения для целей залога, предстраховой экспертизы, классификации гостиниц по "системе звезд" и т.д.

Ориентировочная стоимость: от 45 тыс. рублей.