Что правовое регулирование информационной сфере. Основные принципы правового регулирования в информационной сфере. Проблема информационной безопасности

Базовые законы информационного права занимают особое место в системе информационного законодательства. С момента их появления в отечественной правовой системе они были призваны выполнять две функции:

а) с помощью основных (общих) положений определять общий нормативный правовой климат правового обеспечения информационной сферы человеческой деятельности в целом, т.е. вне зависимости от отраслевого на неё воздействия;

б) непосредственно регулировать информационные правоотношения, возникающие по поводу информации и связанных с нею систем, а также в связи с использованием главных объектов права информационного характера (информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, массовой информации и информации ограниченного доступа, электронной подписи, информационным технологиям, защите информации и информационной безопасности).

К общим положениям базовых федеральных законов правового регулирования информационной сферы общественных отношений относятся:

основные понятия информационной сферы и их определения,

принципы правового регулирования,

правовой статус основных субъектов информационных правоотношений,

общие правила поведения субъектов информационных правоотношений, содержащие общие дозволения, запреты и ограничения в информационной сфере.

Иначе говоря, нормы базовых законов информационного законодательства определяют основные положения общего правового режима информации и связанных с нею систем.

Следовательно, нормы базовых законов двуедино воздействуют на информационные правоотношения:

1) определять общие условия правового режима информации применительно к отдельным её отраслевым подгруппам – трудовым, административным, уголовно-правовым и др.;

2) устанавливать общие правила поведения в области информации, информационных систем, информационных технологий, а также общие правила обеспечения правовой защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Федеральный закон от 07.07.2003. № 126-ФЗ «О связи»

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

Федеральный закон от 21 июня 1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральный закон от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».


ФедеральныйЗаконот 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»

Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»

Федеральные законы О библиотечном деле, Об архивном деле и О статистическом учете

20 вопрос.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ, от 27. 07. 2006 №149

Содержит 18 статей, по главам не разбит.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения , возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если иное не предусмотрено законом. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению.

Так же существует ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Объекты правоотношений:

1. информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2. электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети

3. документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем информация с реквизитами.

4. электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин.

5. страница сайта в сети "Интернет" - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет";

Субъекты правоотношений:

1. обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

2. оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;

3. владелец сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте;

4. провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет".

21 вопрос.

6 глав:

А) общие положения Б) принципы и условия обработки персональных данных В) права субъекта персональных данных Г) обязанности оператора Д) Контроль и надзор за обработкой персональных данных. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона Е) заключительная часть

Базовые законы информационного права

    Базовые законы информационного права занимают особое место в системе информационного законодательства. С момента их появления в отечественной правовой системе они были призваны выполнять две функции:

    а) с помощью основных (общих) положений определять общий нормативный правовой климат правового обеспечения информационной сферы человеческой деятельности в целом, т.е. вне зависимости от отраслевого на неё воздействия;

    б) непосредственно регулировать информационные правоотношения, возникающие по поводу информации и связанных с нею систем, а также в связи с использованием главных объектов права информационного характера (информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, массовой информации и информации ограниченного доступа, электронной подписи, информационным технологиям, защите информации и информационной безопасности).

    К общим положениям базовых федеральных законов правового регулирования информационной сферы общественных отношений относятся:

    основные понятия информационной сферы и их определения,

    принципы правового регулирования,

    правовой статус основных субъектов информационных правоотношений,

    общие правила поведения субъектов информационных правоотношений, содержащие общие дозволения, запреты и ограничения в информационной сфере.

    Иначе говоря, нормы базовых законов информационного законодательства определяют основные положения общего правового режима информации и связанных с нею систем.

    Следовательно, нормы базовых законов двуедино воздействуют на информационные правоотношения:

    1) определять общие условия правового режима информации применительно к отдельным её отраслевым подгруппам – трудовым, административным, уголовно-правовым и др.;

    2) устанавливать общие правила поведения в области информации, информационных систем, информационных технологий, а также общие правила обеспечения правовой защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Федеральный закон от 07.07.2003. № 126-ФЗ «О связи»

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

Федеральный закон от 21 июня 1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральный закон от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Федеральный Закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»

Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»

Федеральные законы О библиотечном деле, Об архивном деле и О статистическом учете

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее.

В Российской Федерации правовое регулирование на информационном рынке осуществляется на основании следующих указов, постановлений и законов:

"Об информации, информатизации и защите информации"

"О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".

"О правовой охране топологий интегральных схем".

""О персональных данных"".

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации-- совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации была утверждена 9 сентября 2000 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Доктрина служит основой для:

  • · формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • · подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • · разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере.

К объектам информационной безопасности Российской Федерации относятся:

  • - информационные ресурсы, независимо от форм хранения, содержащие информацию, составляющую государственную тайну и ограниченного доступа, а также открытую (общедоступную) информацию и знания;
  • - система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии, регламенты и процедуры сбора, обработки, хранения и передачи информации, научно-технический и обслуживающий персонал;
  • - информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей, в том числе системы и средства защиты информации;
  • - система формирования общественного сознания (мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и пр.), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды;
  • - права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.

Информационная безопасность всех вышеуказанных объектов создает условия надежного функционирования государственных и общественных институтов, а также формирования общественного сознания, отвечающего прогрессивному развитию страны.

Угроза информации-это утечка или возможность нарушения целостности информации.

Определив понятие “угроза информации”, рассмотрим его относительно непосредственного воздействия на информацию, обрабатываемую на каком-либо объекте (кабинете, предприятии, фирме). Анализируя возможные пути воздействия на информацию, представляемую как совокупность n информационных элементов, связанных между собой логическими связями, можно выделить основные нарушения, которые будут являться видами угроз информационной безопасности:

  • - физической целостности (уничтожение, разрушение элементов);
  • - логической целостности (разрушение логических связей);
  • - содержания (изменение блоков информации, внешнее навязывание ложной информации);
  • - конфиденциальности (разрушение защиты, уменьшение степени защищенности информации);
  • - прав собственности на информацию (несанкционированное копирование, использование).

В законе РФ «О безопасности» дано определение угрозы безопасности как совокупности условий, факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. В связи с этим и вышеизложенным под информационной безопасностью понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Тогда с позиции обеспечения информационной безопасности можно определить, что под информационной угрозой понимается воздействие дестабилизирующих факторов на состояние информированности, как извне, так и внутри государства, подвергающее опасности жизненно важные интересы личности, общества и государства.

В ряде стран принимаются законодательные меры против спамеров. Попытки законодательного запрещения или ограничения деятельности спамеров наталкиваются на целый ряд сложностей. Непросто определить в законе, какая рассылка является законной, а какая нет. Хуже всего то, что компания (или лицо), рассылающая спам, может находиться в другой стране. Для того, чтобы такие законы были эффективными, необходимо выработать согласованное законодательство, которое действовало бы в большинстве стран, что представляется труднодостижимым в обозримом будущем.

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

В последнее время проблема защиты информации рассматривается как проблема информационной безопасности - неотъемлемой составной части национальной безопасности Российской Федерации. Это ясно определяется Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300 (последняя редакция - январь 2000 года) и Доктриной информационной безопасности РФ, принятой в сентябре 2000 года. Здесь система национальных интересов России определяется совокупностью основных интересов личности, общества и государства.

В то время как информационная безопасность -- это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

Безопасность информации (данных)-- состояние защищенности информации (данных), при котором обеспечены её (их) конфиденциальность, доступность и целостность.

Существенные признаки понятия:

В качестве стандартной модели безопасности часто приводят модель из трёх категорий:

конфиденциальность -- состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на нее право;

целостность -- избежание несанкционированной модификации информации;

доступность -- избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа.

Выделяют и другие не всегда обязательные категории модели безопасности:

неотказуемость или апеллируемость -- невозможность отказа от авторства;

подотчётность -- обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий;

достоверность -- свойство соответствия предусмотренному поведению или результату;

аутентичность или подлинность -- свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным.

Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности

Объективно категория «информационная безопасность» возникла с появлением средств информационных коммуникаций между людьми, а также с осознанием человеком наличия у людей и их сообществ интересов, которым может быть нанесен ущерб путём воздействия на средства информационных коммуникаций, наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен между всеми элементами социума.

Базовыми актами информационного законодательства Российской Федерации являются Законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О безопасности», «О средствах массовой информации». В них законодательно закрепляется право граждан, организаций и государства на информацию, устанавливаются их основные права и обязанности, правовой режим обработки и использования информации, порядок обеспечения информационной безопасности и гарантии реализации прав и ответственности субъектов информационных отношений.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» принят 27 июля 2006 г. Основная цель закона состоит в совершенствовании правовой основы отношений в области формирования и использования информационных ресурсов, в области информатизации с учетом возрастающей роли информации в обновлении производственного, научного, организационного и управленческого потенциалов страны, в решении вопроса о включении России в мировое сообщество. Сфера действия Закона охватывает отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации (ст. 1).

Согласно закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 3), правовое регулирование отношений в данной сфере основывается на следующих принципах:

свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем;

достоверность информации и своевременность ее предоставления;

неприкасаемость частной жизни;

недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими.



Законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 5) вся информация в зависимости от порядка ее предоставления и распространения подразделяется на следующие группы:

информация, свободно распространяемая;

информация, предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Согласно Закону, обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (ст. 6). Обладатель информации обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц, принимать меры по защите информации, ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Закон определяет порядок государственного регулирования в сфере применения информационных технологий (ст. 12), использования информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 15) и защиты информации (ст.16), а также ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (ст. 17).

Со дня вступления в силу данного Федерального закона признаны утратившими силу Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» и ряд других законодательных актов (ст. 18).

Закон РФ «О безопасности» принят 5 марта 1992 г. (с изменениями от 25 декабря 1992 г.). Закон является базовым в области защиты жизненно важных интересов государства. Он юридически закрепляет понятия информационной безопасности, ее объектов и субъектов, определяет систему безопасности и ее функции.

В ст. 13 Закона «О безопасности» указывается, что Совет безопасности РФ, являющийся конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в соответствующей области, осуществляет свою деятельность в сфере государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности. В Законе имеется положение о том, что в функции Совета, в частности, входит рассмотрение вопросов информационной безопасности, обеспечения стабильности и правопорядка. Таким образом, Совет безопасности является ответственным за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Национальное законодательство, призванное регулировать отношения в сфере информатизации и обеспечения информационной безопасности, включает в себя ряд других действующих законодательных актов. Перечислим и кратко охарактеризуем наиболее важные из них.

Закон РФ «О средствах массовой информации» принят 27 декабря 1991 г. (в редакции от 2 марта 1998 г.). В ст. 1 закона записано, что свобода массовой информации в РФ не подлежит ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации. Не подлежат также ограничениям поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

В законе прямо указывается, что цензура массовой информации, а также создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, не допускается. В ст. 4 Закона говорится о недопустимости злоупотребления средствами массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний:

разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;

призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства;

разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, пропаганды войны;

распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

В этой же статье запрещается использование в теле-, видео– и кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Определенное отношение к сфере информационной безопасности имеет Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в РФ», принятый 1 декабря 1995 г. Этот закон регулирует порядок государственной поддержки средств массовой информации и книгоиздания, приватизации предприятий, обеспечивающих их функционирование, и направлен на обеспечение конституционного права граждан на получение полной и объективной информации.

Закон РФ «О государственной тайне», принятый 21 июля 1993 г., регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности России. Положения закона отражают практическую деятельность по защите сведений, составляющих государственную тайну. Законом сохранена преемственность по вопросам защиты большинства сведений нормативного характера, позволяющая в определенной степени сохранить существующие подходы к защите информации на всех стадиях ее существования. В основу концепции Закона «О государственной тайне» положена идея переориентации существующей системы защиты информации на достижение баланса интересов человека, общества и государства, ее адаптации к происходящим изменениям в системе управления в экономической, политической, военной и других сферах жизни общества, создания механизмов реализации правоотношений, способных развиваться в новых условиях.

Закон РФ «О связи» принят 20 января 1995 г. Сфера действия этого закона распространяется на отношения, связанные с деятельностью по предоставлению услуг и выполнению работ в области связи, в осуществлении которых участвуют органы государственной власти, операторы связи, отдельные должностные лица, а также пользователи связи. Закон устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией РФ (федеральная связь), определяет полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи. Отдельная глава Закона посвящена регулированию отношений в области управления связью, регулированию использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи, управлению сетями связи при чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения. Законом определено, что к федеральной связи относятся все сети и сооружения электрической и почтовой связи на территории РФ (за исключением внутрипроизводственных и технологических сетей связи).

Закон «О федеральных органах правительственной связи и информации» принят 19 февраля 1993 г. Законом, в частности, определяются обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов, их использования и защиты. В ст. 3 Закона указывается, что государственная политика в этой сфере направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения стратегических и оперативных задач развития России.

В Законе сформулированы основные направления государственной политики в сфере информатизации и информационной безопасности, к которым относятся:

обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

формирование и защита государственных информационных ресурсов;

создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;

создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;

обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;

создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;

развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.

Закон «Об органах федеральной службы безопасности РФ», принятый 10 апреля 1995 г., и Закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. в части, касающейся добывания, обработки разведывательной информации и защиты государственной тайны, имеют много общего.

Для достижения целей разведывательной деятельности и получения специальной информации органы Федеральной службы безопасности (ФСБ) и органы внешней разведки используют методы и средства в соответствии с федеральными законами. В ст. 20 Закона «Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации» указано, что хранение в информационных системах сведений о физических и юридических лицах не является основанием для принятия мер, ограничивающих права названных лиц. Законом «О внешней разведке» регламентируется деятельность подразделений и частей радиоразведки Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ), которые обеспечивают и ведут разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи.

В федеральных законах «О государственной охране» и «О Федеральной фельдъегерской связи» определены права и обязанности соответствующих служб в сфере сбора, получения, охраны, защиты и доставки информации.

Юридическое закрепление информационных отношений, возникающих в сфере деятельности органов внутренних дел, регулируются Законом «О милиции» и Федеральным законом «Об оперативно-разыскной деятельности».

Российской милиции в соответствии с Законом РСФСР «О милиции», принятым 18 апреля 1991 г., предоставлен широкий спектр полномочий в информационной сфере. Так, она обязана «принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административньгх правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности» (ст. 10, п. 3).

В соответствии со ст. 11 Закона о милиции предоставлено право «получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии к ним» (п. 4), а также «производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино– и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступлений или занятии бродяжничеством, обвиняемых в совершении умышленных преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности…» (п. 15).

Органы внутренних дел России выполняют функции формирования и ведения общегосударственных справочно-информацион-ных фондов (разд. 1.1). Эти функции возложены на информационные центры и экспертно-криминалистические подразделения во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, а также с организациями и службами других правоохранительных органов, в том числе зарубежных.

Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности» принят 12 августа 1995 г. В соответствии с Законом оперативные подразделения органов внутренних дел получили широкие возможности по сбору информации «о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ» (ст. 2). В ст. 6 Закона приведен перечень оперативно-разыскных мероприятий, в ходе проведения которых для получения необходимых сведений «используются информационные системы, видео– и аудиозаписи, кино– и фотосъемки, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде».

Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности» допускает ограничения конституционных прав граждан при проведении оперативно-разыскных мероприятий только с разрешения суда на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа – субъекта оперативно-разыскной деятельности.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» вступил в силу 3 августа 1993 г. (в настоящее время Закон действует в редакции 2004 г.). Предметом регулирования Закона, в частности, являются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы (включая программы для ЭВМ), которые являются результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Источниками регулирования являются не только законы РФ и принимаемые на их основе законодательные акты субъектов РФ, но и международные договоры, в которых участвует Россия. Если международным договором, в котором участвует РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора. К основным понятиям Закона относятся, в числе прочих, понятия программы для ЭВМ и базы данных, записи программы в память ЭВМ, а также понятие контрафактных экземпляров произведений. Законом определено, что программы для ЭВМ являются объектами авторского права, нарушение которого влечет гражданскую, уголовную и административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный закон «Об основах государственной службы» принят 31 июля 1995 г. В Законе определены права, обязанности и ограничения, накладываемые на государственных служащих, в том числе и в области информационного обмена. Так, ст. 11 Закона запрещает государственным служащим использовать в неслужебных целях средства информационного обеспечения и служебную информацию.

В Гражданском кодексе РФ (ч. 1 и ч. 2) информация рассматривается как объект гражданского права наряду с интеллектуальной собственностью и имуществом (ст. 128). В Кодексе также определяется информация, составляющая служебную и коммерческую тайну. В ст. 139 определен состав особых формальностей, которые позволяют применять какие-либо санкции в случае нарушения конфиденциальности информации.

Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ прямо или косвенно касаются таких важных тем информатизации, как право на информацию, гарантии, ограничения и создание условий для информационной безопасности, разграничение сфер ведения на важнейшие составные элементы информатизации: информацию и связь.

Уголовный кодекс РФ принят 24 мая 1996 г. и введен в действие 1 января 1997 г. Новый Уголовный кодекс (с последующими изменениями и дополнениями) закрепляет принципиально новые для отечественного законодательства подходы к некоторым проблемам уголовного права. Отдельные нормы в российской правоприменительной практике используются впервые. В частности, гл. 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» определяет общественно опасные и преступные деяния в сфере компьютерной информации.

К разряду преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, носящих информационный характер, в Уголовном кодексе отнесены следующие преступления:

нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан (ст. 138, ч. 1);

незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (с. 138, ч. 3);

предоставление гражданину должностным лицом неполной или заведомо ложной информации, если этим причинен вред правам и законным интересам граждан (ст. 140, ч. 3);

незаконное использование изобретения, полезной модели, промышленного образца, разглашение их сущности без согласия автора или заявителя до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству (ст. 147, ч. 2);

собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а также иным незаконным способом (ст. 183, ч. 1);

незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца (ст. 183, ч. 2);

незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг в сфере вооружения и военной техники (ст. 189, ч. 2).

Законодательное регулирование прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии нашло отражение в Федеральном законе «О радиационной безопасности населения», принятом 9 января 1996 г. В соответствии со ст. 23 Закона граждане и общественные организации получили право на объективную информацию о радиационной обстановке и принимаемых мерах безопасности от тех организаций, которые осуществляют деятельность с применением источников ионизирующего излучения. Кроме того, согласно ст. 6 Закона, субъекты РФ уполномочены информировать граждан о радиационной обстановке на соответствующей территории.

1. Понятие информационных отношений . Информационные отношения – обособленная, однородная группа общественных отношений, возникающих при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов в порядке реализации каждым информационных прав и свобод, а также в порядке исполнения обязанностей органами государственной власти и местного самоуправления по обеспечению гарантий информационных прав и свобод.

2. Основы правового режима информационных ресурсов . Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

· порядок документирования информации

· право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах

· порядок правовой защиты информации

3. Нормативные правовые акты, регулирующие информационные отношения . Существует несколько уровней нормативных правовых актов, регулирующих информационные отношения: Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты субъектов РФ.

Конституция РФ. Она включает нормы о разграничении предметов ведения РФ и субъектов РФ, а также нормы о правах и свободах человека и гражданина в сфере информационных отношений. Согласно ст. 71 информация и связь находятся в ведении РФ. Согласно ст. 29 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации; цензура запрещается. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Согласно ст. 23 каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Согласно ст. 24 сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Согласно ст. 33 граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Согласно ст. 24 органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Согласно ст. 44 каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Согласно ст. 42 каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Согласно ст. 41 сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Согласно ст. 15 любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Международные договоры РФ. Это международные договоры общего характера (напр., Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948, содержащая норму о свободе искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ), а также международные договоры, специально касающиеся информационных отношений. К последним относятся напр., многосторонние договоры – Лондонская конвенция об информации относительно иностранного законодательства (1968), Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1974), Женевская конвенция Международного союза электросвязи (1992). К специальным международным договорам в сфере информации относится Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (2001), участником которой РФ не является. Примерами двусторонних договоров являются: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области технической защиты информации (1996), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области защиты информации (1997), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области информации (1999).

Федеральные законы. Федеральные законы, регулирующие информационные отношения, можно разделить на несколько групп.

1) законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг. Базовым актом этого законодательства является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Сюда же относятся федеральные законы «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», «Об обязательном экземпляре документов», «Об участии в международном информационном обмене»

2) законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения. Сюда относятся федеральные законы «О связи», «О техническом регулировании» (напр., норма об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации), «Об электронной цифровой подписи»

3) законодательство о государственной тайне

4) законодательство о коммерческой тайне

5) законодательство о средствах массовой информации. Сюда относятся федеральные законы «О средствах массовой информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»

6) законодательство о библиотечном деле

7) законодательство об архивном деле

Законы субъектов РФ. Примерами законов субъектов РФ в сфере информации являются законы города Москвы «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы», «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы».

1. Содержание понятия «информация» в законодательстве . Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Данная дефиниция термина «информация» в российском законодательстве не является единственной. Другая формулировка вытекает из содержания понятия «массовая информация», приведенного в Законе РФ «О средствах массовой информации», Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене». Согласно данным нормативным актам массовая информация – то предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Если считать, что в формулировке «предназначенные для неопределенного круга лиц» проявляется видовое отличие понятия «массовая информация», то сама информация – это печатные, аудио-, аудиовизуальные, иные сообщения и материалы. Т.о., один закон понимает под информацией сведения, другой – сообщения и материалы. По мнению юристов «сведения» составляют содержание «сообщений и материалов». В законодательстве также дается определение компьютерной информации. Согласно ч. 1 ст. 272 УК под компьютерной информацией понимается информация на машинном носителе, в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.

2. Содержание понятия «информационные процессы» в законодательстве . Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Т.о., понятие «информационные процессы» определяется в законе через перечисление шести разновидностей данных процессов. Данный перечень не является исчерпывающим и единственным в законодательстве. Тот же Закон об информации в ст. 1 содержит более широкий перечень информационных процессов: помимо названных процессов там названы также создание и предоставление потребителю документированной информации. Перечень информационных процессов приводится также в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, которая устанавливает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Из этого следует вывод, что законодатель не ставил перед собой цели детально описать информационные процессы, перечислить все их разновидности, и не придавал значения соотношению информационных процессов, названных в различных нормативных правовых актах. Т.о., перед нами не определение информационных процессов, а скорее их общая характеристика, заключающаяся в активных и пассивных действиях по отношению к информации. Активными действиями по отношению к информации можно назвать, в частности, поиск и распространение, пассивными – получение и хранение.

1. Содержание понятия «документированная информация (документ)» в законодательстве . Согласно ст. 1 Федерального закона «О библиотечном деле» документ – материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Данное определение имеет существенную недоработку – ограниченный набор форм фиксации информации (напр., под данное определение не подпадают документы, в которых информация зафикси­рована в форме электромагнитных сигналов). Аналогичное определение было в ст. 1 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов»; позже в данный закон были внесены изменения и определение документа было изложено в следующей редакции: «документ – материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения». Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Данное определение не дает какого-л. перечня способов документирования информации, следовательно, ими могут выступать любые известные на сегодняшний день, а также способы, которые появятся в будущем. В юриспруденции достаточно давно используется термин «компьютерный (машинный, электронный) документ», определение которого было окончательно сформулировано в ст. 3 Федерального закона «Об электронной цифровой подписи», согласно которой электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

2. Содержание понятия «информационные ресурсы» в законодательстве . Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Следовательно, информационные ресурсы, по смыслу закона, составляют не сведения в чистом виде; их образует только документированная информация. Однако иное понимание информационных ресурсов встречается в Таможенном кодексе РФ, согласно которому информационные ресурсы таможенных органов составляют документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с Кодексом, а также иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами. Информационные ресурсы как документы могут рассматриваться в качестве объектов вещных прав и входить в состав соответствующего имущества. Напр., согласно Федеральному закону «О благотворительной деятельности» в собственности или на ином вещном праве благотворительной организации могут находиться: здания, сооружения, оборудование, денежные средства, ценные бумаги, информационные ресурсы, другое имущество.

3. Содержание понятия «информационная система» в законодательстве . Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. К наиболее распространенным информационным системам, исходя из определения информационных ресурсов, относятся: библиотека, архив, фонд, банк данных. В Федеральном законе «Об электронной цифровой подписи» раскрывается содержание понятий «информационная система общего пользования» и «корпоративная информационная система». Информационная система общего пользования – информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не м.б. отказано. Примером информационной системы общего пользования является сеть Интернет. Корпоративная информационная система – информационная система, участниками которой м.б. ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы. В законодательстве упоминаются другая разновидность информационных систем – автоматизированная информационная система (Федеральный закон «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"»).

Уголовный закон (ч. 1 ст. 272 УК) понимает под компьютерной информацией информацию на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети.

1. Документированная и недокументированная информация . Как видно из анализа Федерального закона «Об информации», правовой защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Анализ текста ст. 273 УК, где при упоминании термина «информация» снято указание на ее охраняемость законом, показывает, что когда осуществляются действия с вредоносным программами для ЭВМ (ст. 273), уголовно-правовой защите подлежит любая (с ограничениями, о которых речь пойдет ниже) информация, независимо от того, документирована она или нет, имеет ли она собственника или предназначена для использования неограниченным кругом лиц. При совершении же двух других преступлений в сфере компьютерной информации (ст. 272, 274 УК РФ) уголовно-правовой защите подлежит документированная информация, способ использования которой установлен ее собственником.

2. Программные средства . Предметом преступного воздействия м.б. также информация в виде программных средств, обеспечивающих правильную работу компьютерной техники. Известные случаи противоправного проникновения в ЭВМ показывают, что для воздействия на информацию злоумышленники обычно вынуждены прежде всего изменять различными способами программные средства (или порядок их работы), обеспечивающие взаимодействие устройств ЭВМ между собой и с пользователем. Воздействие данного вида осуществляется на операционные системы и сервисные программы, обеспечивающие коммуникационные задачи.

Вопрос об отнесении программ к категории компьютерной информации требует дополнительных пояснений. Федеральный закон «Об информации» причислил программы для ЭВМ к средствам обеспечения автоматизированных информационных систем. В комментарии к этому положению закона специально подчеркивается целесообразность разделения терминов «документированная информация» и «программные средства» во избежание путаницы при решении задач правового регулирования отношений, связанных с данными объектами. Дело в том, что программа для ЭВМ фактически имеет двойственную природу: с одной стороны, она является инструментом воздействия на информацию, с другой – она сама как совокупность команд и данных является информацией.

С криминалистической точки зрения программа, хранящаяся в ЭВМ, как и всякий иной ограниченный объем информации, м.б. подвергнута любому из воздействий, предусмотренных уголовным законом (уничтожение, модификация, блокирования и др.). Нельзя не видеть, что программа для ЭВМ обладает и совокупностью признаков, характерных для документированной информации, и прямо охраняется соответствующими законами. Статьей 273 УК предусмотрен и специальный случай неправомерного доступа к компьютерной информации - внесение изменений в существующие программы.

3. Понятие компьютерной информации . Очевидно, что прямое использование в криминалистической практике представления об информации, изложенного в Федеральном законе «Об информации», без учета уточненной в УК позиции законодателя было бы не корректным. Однако точки зрения авторов комментариев к УК в этом вопросе разделились. Одни сочетают позиции двух законов, другие предлагают использовать в практике непосредственно определение, данное законодателем. Третьи, осознавая возникшие противоречия, предлагают собственное определение. Так, по мнению авторов одного из комментариев, компьютерная информация - это информация, зафиксированная на машинном носителе и передаваемая по телекоммуникационным каналам в форме, доступной восприятию ЭВМ.

Скорее всего, определение «компьютерная» применительно к информации возникло для отграничения данного вида преступлений, предусмотренных другими разделами УК РФ. Данные соображения позволяют включать программы для ЭВМ в понятие «компьютерная информация» наряду с иными описанными видами информации. На основании вышеизложенного можно сделать предположение, что компьютерная информация – это сведения, знания или набор команд (программа), предназначенные для использования в ЭВМ или управления ею, находящиеся в ЭВМ или на машинных носителях, - идентифицируемый элемент информационной системы, имеющий собственника, установившего правила ее использования.

Что же касается различия в терминах «компьютерная информация» (ст.272), «информация ЭВМ» (ст.274), то аргументированного объяснения найти не удалось. Возможно, в УК они используются как синонимы.